Урок краеведения Река времни

Урок №

Тема: Река времени

Задачи урока:

Обучающие: способствовать формированию представлений о географическом положении Восточно-Зауральского края; формированию знаний об истории заселения древними людьми нашего края времен каменного века; формированию знаний об археологических памятниках Восточно-Зауральского края;

Развивающие: способствовать обучению учащихся находить необходимые сведения по тематическим картам, дополнительной литературе; составлять таблицы; характеризовать объекты; устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений;

Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к истории развития родного края; самостоятельности и личной ответственности в учебной деятельности на уроке и при подготовке домашнего задания

Оборудование: «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области» топонимический словарь Шувалова Н. И. презентация «Река времени», Атлас Челябинской области, коллекция минералов и горных пород (яшма, кварц, халцедон)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организация начала урока

Психологический настрой учащихся

Организация рабочего места

Готовность учителя и учащихся к уроку

Сообщение темы урока и его задач

Тема урока «Река времени»

Вопросы:

1.Почему территорию нашей области в комплексном районировании выделяем три края?

2.О каких реках идет речь?

3. Почему её можно назвать дорогой в прошлое- рекой времени?

Предлагают варианта ответов.

Отвечают на вопросы используя карты Челябинской области. Работают со слайдами № 1, 2, 3, 4,5, 6

Выяснить основные причины комплексного районирования:

1. Особенности рельефа;

2. Особенности климата;

3. Особенности природных зон

Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

Используя физическую карту Челябинской области определить исток, направление, устье река Миасс. Определить какому речному бассейну принадлежит река Миасс. Определить, в какой части Челябинской области располагается междуречье р. Миасс и р. Исеть. Объяснить топонимическое значение названию Миасс

Работа по физической карте Челябинской области и топонимическому словарю

Формирование представлений о географическом положении Восточно-Зауральского края; топонимическом толковании названия р. Миасс

Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях-по аналогии

Заполнение таблицы «Археологические памятники каменного века на территории Восточного-Зауралья »

Памят-

ники

Топоно-

мический конструктор

Муниц. район

находки

Знаменитые археологи

р. Багаряк

оз. Большие Аллаки



Формирование знаний об истории заселения древними людьми нашего края времен каменного века; формирование знаний об археологических памятниках Восточно-Зауральского края

Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях

Памят-

ники

Топоно-

мический конструктор

Муниц. район

находки

Знаменитые археологи

Аргази

При заполнении таблицы необходимые сведения об Аргазинском водохранилище учащиеся находят по дополнительной статье в Приложении 1, а так же в топонимическом словаре Шувалова Н. «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области», в Атласе Челябинской области



Способствовать обучению учащихся находить необходимые сведения по тематическим картам, дополнительной литературе; составлять таблицы; характеризовать объекты; устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений

Упражнения по отработке навыков

Инструкция по решению тестовых заданий.

Слайды 7-14

Решение тестовых заданий

Определить уровень усвоения знаний, умений и навыков. Коррекционная работа по теме Слайды 15-20

Домашнее задание

Контурная карта стр. 20 «Стоянки древних людей», конспект, сообщение археологические памятники бронзового века

Способствовать формированию познавательного интереса к истории развития родного края; самостоятельности и личной ответственности в учебной деятельности на уроке и при подготовке домашнего задания

Итоги урока с оценкой о проделанной работе

Оценка выполнения поставленных задач урока, деятельности учащихся, необходимость корректировки основных ЗУН по теме

Приложение 1

Неолит Южного Зауралья

Институт истории и археологии УрО РАН

В 70-е-80-е годы исследования памятников неолита в Южном Зауралье было продолжено коллективами Уральской археологической экспедиции и Урало-Казахстанской археологической экспедиции. Участником экспедиции был археолог А.Ф. Шорин. Работы Уральской археологической экспедиции были сосредоточены на памятниках Аргазинского водохранилища в 1975-1980 г. в связи с новым поднятием уровня воды в водохранилище. На береговой линии и на островах было

исследовано 16 памятников, содержавших остатки неолита и энеолита.

Самым распространенным материалом для изготовления орудий служила южно-уральская яшма различных цветов: сургучно-зеленая, сургучная, серая, черная.

Кроме этого, употреблялись различного цвета кремень, халцедон, кварц, горный хрусталь.

Неолитический этап характерен расширением ассортимента орудий, в том числе и орудий на пластинках. Одним из новых типов являются пластинчатые наконечники стрел.

Скребки, немногочисленные в мезолитических коллекциях, составляют значительные серии. Вообще, формы скребков очень разнообразны -

боковые, округлые и т.д.

Двусторонне обработанные наконечники стрел и дротиков типологически очень разнообразны, большинство из них представлены обломками.



Целые экземпляры и обломки представлены ножами, топорами, теслами, долотами.

Источник: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/index.html?mi=255