Урок- концерт в 11 классе Литературно-музыкальное кафе Бродячая собака

Урок-концерт

Литературно-музыкальное кафе «Бродячая собака»

11 класс

Урок проводится за 3 (1 большой класс) или 4 ( 2 класса) учебных часа.

Цель урока.

Развить интерес учащихся к искусству Серебряного века, рубежа эпох, к русской литературе.

Развить самостоятельность выпускников при подготовке к уроку в свободной форме, где ход урока зависит от них самих.

Обучить самостоятельности при подготовке больших тематических праздников, стимулировать инициативу и творчество.

Воспитать чувство гордости за отечественное искусство Великого Времени.

Систематизировать знания учащихся об этой эпохе.

Подготовить к восприятию последующей литературы XXвека, к ощущению взаимосвязи эпох и высокому трагизму искусства и судеб XX века.

Процесс подготовки к уроку.

Предварительно учащиеся знакомятся с предложенным списком литературы, повествующей о «Бродячей собаке», о круге поэтов, собиравшемся под эгидой этого объединения. Самостоятельно в процессе изучения темы «Серебряный век русской поэзии» ученики знакомятся с философией Владимира Соловьева (символизм), программными документами «Цеха поэтов» (акмеизм), «Пощечиной общественному вкусу» (футуризм), книгой «Мой век, моя молодость» А.Мариенгофа, воспоминаниями Бориса Лившица о «Бродячей собаке», об истории ее появления и о ее деятельности.

В процессе самостоятельной подготовки к уроку-концерту учащиеся выбирают поэтическое направление модерна, поэтов, относившихся к этим направлениям – или не относившихся к ним (Цветаева, Ходасевич…).

Кабинет или актовый зал оформлены наподобие кафе «Бродячая собака» — эмблема, камин, столики с печеньем и самоварами, чашки с чаем. В процессе урока можно свободно передвигаться, негромко переговариваться, подливать себе чаю, есть печенье или бутерброды.

Предварительно учителем определяется ведущий, исполняющим функции Бориса Пронина. Это учащийся или учащаяся, который/ая чувствует себя в коллективе комфортно, может при возникновении «накладок» своевременно среагировать, изменяя ход урока-концерта, перенося то или иное выступление или меняя группы актеров местами.

Афиша.

На дверях висит программа «вечера», где перечислены авторы и актеры, исполняющие их роль, примерная тема их выступлений. В афише указаны оформители зала, танцоры и музыканты.

«Собачья книга», в которой можно расписаться, в переплете из свиной кожи лежит у входа. Карикатуры на выступающих, собственные стихи (желательно в духе века или направления) можно записывать сюда.

Примерная схема урока-концерта.





Гости класса надевают «дурацкие колпаки», если они не готовы представлять то или иное направление и выступать на сцене. Если готовы, то пусть выступают.

Ход урока.

Звучит песня «Желтый ангел» А.Вертинского.

I. Выступление «Бориса Пронина»:

- Сегодня мы, уважаемые артисты, собрались здесь, в кафе «Бродячая собака», очень узким кругом. Среди нас есть представители различных направлений, и в процессе вечера мы выберем тайным голосованием «короля/королеву поэтов» — того, кто будет наиболее блистателен в этот день!

- Пока артисты готовятся к выступлению, мы ознакомимся с работами наших художников.

(На экране – работы Кандинского и Малевича, Шагала, Бурлюка и Врубеля).

_ Свои работы представил/а и ………………………………. (ученик или ученица). Ему/ей слово!

II. Выступление художников ( их работы, украшающие зал, представлены и на экране). Вопросы публики:

- Что хотели сказать своими работами? Какие чувства и мысли в них отражены?

(Зрители свое одобрение могут выражать возгласами “Hommage!”)

III. Борис Пронин:

- Наши артисты тоже мечтают представить свои работы. На сцене……………………………..

( Выступает любая группа или ученики с индивидуальной программой. Очень удачно смотрятся футуристы – Маяковский, Бурлюк, Каменский – с их программой и стихами).

Далее выступают все группы поочередно, в перерывах – пьесы А.Аверченко, инсценировки рассказов Н.Тэффи, а также «импровизированные» танцы, поставленные ребятами, занимающимися пластикой, танцем. Тема танца или объявляется, или должна быть угадана зрителями. Это может быть Танец Смерти, Любовь, Прощание с Любимым, Ревность и пр. чувства)

Очень удачно вписываются в урок-концерт и выступления музыкантов –

романс «Отговорила роща золотая» под аккомпанемент фортепиано, песни А. Вертинского в исполнении автора или учеников, голоса поэтов Серебряного века в записи.

Удачны в концерте и номера наподобие группы девушек (исполняется под гитару) – «Со мною вот что происходит» и т.д.

Нельзя ограничивать творческих ребят, выступление которых с собственными песнями, романсами, музыкальными композициями являются современными и к началу века не относятся. Важно дать одиннадцатиклассникам почувствовать себя в свободной атмосфере праздника, дать им возможность проявить инициативу и в то же время ощутить себя в Серебряном веке – в творческой обстановке.

Очень хорошо выглядят инсценировки, например «Снежная Маска» А. Блока в исполнении ребят.

IV. Выборы «короля поэтов» по итогам урока-концерта. Это не обязательно будет Игорь Северянин – может быть любой выступающий.

V. Вальс или танго при участии всех желающих – учеников, учителей, родителей, братьев и сестер, если они приглашены.

VI. Итоги:

Разумеется, все выступавшие получают отличные оценки на следующий день, и это расценивается как сдача зачета по теме «Серебряный век русской поэзии».