Урок — композиция по роману ЛНТолстого Анна Каренина

Урок — композиция по роману Л.Н.Толстого ( «Анна Каренина»).

Урок – композиция (с привлечением живописи и музыки), обращённой к эмоциям учащихся. Вспоминаем с ребятами и фильмы, и театральные спектакли по роману. Всё это позволяет учащимся глубже проникнуть в мир художественных образов романа, многое придумать и перечувствовать, прикоснуться к постижению вечных нравственных проблем, а также постараться ответить на вопрос: «Почему писатель, решая «проклятые вопросы» прошлого века, сумел остаться столь необходимым для нас и сегодня?»

Урок требует определённого оформления. Развешиваем репродукции портретов писателя, выполненные замечательными русскими художниками: И. Крамским «Портрет Л.Н. Толстого», 1873г.; Н. Ге «Портрет Л.Н. Толстого», 1887г.; И. Репиным «Л.Н. Толстой на пашне», 1887г. Будем включать по ходу урока и магнитофонную запись музыки из балета Р. Щедрина «Анна Каренина». На доске большими буквами помещаем эпиграф:

Твой разум — зеркало. Безмерное оно,

Склоненное к земле, природу отражает:

Н ширь, и глубь, и высь, и траву, и зерно…

Весь быт живой оно в себе переживает.

А. Жемчужников.

А несколько ниже записываем слова, которые встретятся в лекции, которые будем потом разбирать (быт, духовный, эволюция, воскресение, зеркало, идейный).

Тема для изучения: Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина».

Поставленная проблема: Почему писатель, решая «проклятые вопросы» прошлого века, сумел остаться столь необходимым для нас сегодня. Формируемые понятия: Быт, духовный, эволюция, воскресение, зеркало, идейный.

На уроке будут звучать отрывки из романа «Анна Каренина».

Итак, начинаю лекцию. Останавливаюсь на событиях 1870г., когда Лев

Николаевич приступил к роману «Анна Каренина»: «Всё настоятельнее требуют воплощения вопросы современности, — заявляет он жене, Софье Андреевне. Н, отложив начатое сочинение о Петре I , увлечённо принимается за роман «о неверной жене», куда, по его словам, вошло «всё, что кажется мне понятным мною с новой необычной и полезной людям стороны».

В конце февраля 1870г. С.А. Толстая заносит в свой дневник следующую запись: «Вчера вечером он (Л.Н. Толстой) мне сказал, что ему представился тип женщины замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой,…как только ему представляется этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и группировались вокруг этой женщины».

Рассказывая о мучительной работе Толстого над романом, зачитываю следующие слова из его письма к Страхову, что он как бы исполняет возложенную на него, по какому-то высочайшему повелению, обязанность «мучаюсь и нахожу в этом мучении всю, не радость, но цель жизни».

Рассказывая о том, что период работы Толстого над романом «Анна Каренина» совпал с созданием (1873r.) его живописного портрета художником Крамским. Обращаю внимание на лицо писателя на портрете: чистый упрямый лоб; плотно сдвинутые брови; у самого переносья глубокая морщина — след тяжких размышлений.; поражают глаза: в них выражена ни на миг не прекращающаяся работа души, неутомимое желание рассказать людям, поделиться с ними тем, что разрывает сердце, о чем он не может молчать, и хочет поведать ту правду, которую пытается постичь сам.

Подобно тому, как Крамской изучал Л. Толстого, Лев Николаевич изучал работающего художника, постигая суть его натуры. Результатом его изучения явился один из героев «Анны Карениной» — художник Михайлов, который, по выражению И. Репина, «страх как похож на Крамского».

Подобно тому, как Крамской понял душу Толстого, в романе художник Михайлов как бы проник в душу Анны — оттого так замечателен оказался её портрет. Смотрите-ка, человек из народа (как и Крамской) сумел понять мятущуюся душу светской красавицы! Отсюда толстовский вывод — в народе заложена истинная нравственность, желание и умение понять, пожалеть человека.

- А для чего нужно понять людей? Чтобы ответить на этот вопрос, знакомимся с кратким содержанием романа «Анна Каренина» и историей его создания.

Ученик рассказывает о творческой истории романа (по индивидуальному заданию). Отмечает, что Толстой при работе над романом «Анна Каренина» перечитал всю прозу А. Пушкина, восторгаясь совершенством пушкинского стиля: «Многому учись у Пушкина, он мой отец», — говорил Л. Н. Толстой.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая судьба несчастлива по-своему», — так начинает автор свой роман и больше в нем отражает вторую часть туже: «… каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Семейная драма между супругами Облонскими — Стивом и Долли — отзывается на судьбах многих людей, живущих под крышей их дома: «Исчезли духовные связи, и люди Облонских тоже почувствовали себя словно на «постоялом дворе». От дома Облонских, в котором «всё переворотилось», мысль писателя обращается ко всей России, в которой « всё переворотилось и только ещё укладывается».



Как в зеркале, отразил Толстой пореформенную Россию, общество, где внешней благопристойностью можно прикрыть всё: взаимный обман, распутство, подлость, предательство. Искреннее чувство здесь дико, неуместно, оно кажется направленным против самих основ этого общества и потому сурово осуждается. Люди честные, справедливые не могут противостоять лжи и беззаконию, царящим в этом обществе, оттого так драматична их судьба. Драматизм проникает и в построении романа, который состоит как бы из двух частей: история семейной жизни городской светской женщины Анны Карениной и судьба дворянина, живущего в деревне, занимающегося усовершенствованием своего хозяйства, своих отношений с крестьянами Константина Левина.



Положение женщины в собственническом мире — так должно было определить тему Анны в романе. Жизнь Анны сложилась так, что её счастье зависело не столько от неё самой, сколько от других людей. Юной девушкой она была выдана замуж за немолодого богатого человека — вельможного сановника Каренина. Замужество было «устроено» её тёткой. Это был типичный брак по расчёту, в котором Анна не могла быть счастлива уже по одному тому, что между нею и мужем не было и не могло быть ничего, что бы их соединяло, так велика была разница их характеров, интересов, стремлений.

Когда разрыв Анны с Карениным стал неминуемым, она поняла, что её замужество — непоправимая ошибка. И вот прошло 8 лет семейной жизни без любви, без радости, пока не встретился на её пути Вронский.



Ученик зачитывает отдельные сцены начала их любви, так прекрасно написанные Толстым, слушаем музыку Щедрина (балет «Анна Каренина»), соотнося с прочитанными отрывками (т.8, с. 235-236), и думает: что именно помогает понять основную тему романа?

Искренняя, правдивая, глубоко нравственная Анна, полюбит Вронского, не может и не хочет скрывать своё чувство, открыто идёт на разрыв с мужем, открыто нарушает нормы морали и правила поведения великосветского общества.

Выслушав признание Анны, Каренин быт больше всего оскорблён и возмущён тем, что его жена нарушила правила светского «приличия». По совету своего ближайшего друга, бессердечной ханжи графини Лидии Ивановны, Каренин наказывает жену, лишив её возможности видеть сына и отказываясь дать ей развод.

Для Анны развестись с Карениным тоже было невозможно: это означало отказаться от сына. Но проходит время и происходит самое страшное: Анне кажется, что чувства Вронского к ней тускнеют. Анна становится подозрительной, её одолевают «припадки ревности». Вокруг Анны вырастает стена отчуждения: «Bce набросились на неё, все те, которые хуже её во сто крат». С потрясающей силой изображает Толстой муки одинокой женщины. У Анны нет ни друзей, ни дела, которое могло бы её увлечь. Жизнь становится невыносимой. И смерть, как единственное средство восстановить победу в той борьбе, которую поселившийся в её сердце злой дух вел с ним, ясно и живо представилась ей. (Читаю отрывок из романа на фоне музыки Р.Щедрина, т. 9, с. 335 — 364).

Своей смертью Анна наказывает не только Вронского, но и Каренина со всеми его друзьями из великосветского общества, преследовавших её клеветой и злословием.

Толстой не оправдывает свою героиню, но он защищает её от суда светской морали: «Мне отмщение, и аз (я) воздам». Этот библейский эпиграф к роману означает: «Не вам судить и карать её».

В обществе, где потеряны нравственные критерии добра, справедливости, искренней любви, где отсутствует взаимопонимание людей, не может быть счастливой супружеской жизни. Это неумолимо ведёт к самоуничтожению.

Поиском иных, высоких нравственных ценностей занят второй герой романа Константин Левин. Левин — человек честный, прямой — отвергает государственную службу, считает её бессмысленной и вредной. Он занимается хозяйственной деятельностью в своём имении, надеясь отыскать верный путь устройства помещичьего и крестьянского хозяйства для всей России.

Милая, добрая Кити Щербацкая, которую горячо любил Левин, становится его женой, матерью его сына. Страницы, рисующие объяснение Кити и Левина, свадьбу, рождение ребёнка, производят впечатление светлой, истинной человеческой радости и нравственной личности. Правда, и этому счастью не раз угрожало общество «порядочных». Мать и подруга Кити потратили немало усилий, чтобы оттолкнуть Кити от Левина. И все же разрешить счастье этой семьи не удалось. Но Левин не может замкнуться в мире семейного счастья: с детства его влечёт, подобно тайне «земной палочки», надежда совершить «что-нибудь такое, что сделало бы добро для всех, для человечества, для России, для всей деревни».

Левину близки и понятны интересы крестьян, трудовая крестьянская жизнь представляется для него образцом нравственного здоровья. Он, видит, что, оставаясь помещиком, невозможно приобрести доверие крестьян, стать с ними вровень. Он находится «в мучительном разладе с собою», усиленно ищет ответы на многие вопросы, которые с неумолимой настойчивостью встают перед ним (читаем: т. 9, с. 383 — 393).

Подобный мучительный разлад с собой чувствовал и Л.Н. Толстой. Подобно Левину, он приходит к убеждению: только честная трудовая жизнь с крестьянами может обеспечить ему счастье. В этом теперь он видит смысл жизни.

Вскоре после написания романа «Анна Каренина» у писателя наступает глубокий духовный кризис, который приведет его к разрыву со своим «социальным» классом и переходу на позиции защитника крестьянских интересов.

Русской литературе всегда, была присуща важнейшая функция пробуждения добрых чувств.