урок химииСложные эфиры 10 класс

Урок химии в 10 классе «Сложные эфиры.»

Авдеева Татьяна Дмитриевна

учитель химии и биологии первой квалификационной категории

Цель:

Изучить и систематизировать знания о сложных эфирах, их строении, нахождении в природе и свойствах.

Задачи:

1.Образовательные:

Дать понятия о физических и химических свойствах сложных эфиров, механизме реакции этерификации.

Закрепить знания о сложных эфирах, их номенклатуре, реакции этерификации

Познакомить с применением сложных эфиров.

Развивающие:

Продолжить развитие умений анализировать;

Развивать практические умения и умения прогнозировать.

Способствовать развитию эрудиции, логического и ассоциативного мышления учащихся.

3.Воспитательные:

Развитие сотрудничества через организацию работы учащихся в паре.

Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей.

Патриотическое воспитание.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

ИКТ применяются для наглядности объяснения нового материала, урок сопровождается демонстрационным опытами.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, химические реактивы и лабораторное оборудование

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте посмотрим на них, улыбнемся и отправимся в мир химии.

В начале урока хочу обратить внимание на эпиграф нашего урока — слова великого русского ученого, М.В. Ломоносова, трехсотлетие которого отмечает в этом году наша страна:

«Химик не такой должен быть, который дальше дыму и пеплу ничего не видит, а такой который на основании опытных данных может делать теоретические выводы» ( слайд №1)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Изучать вещество.

Проводить эксперимент!

Проверка домашнего задания

Тест

I вариант

Выберите один правильный ответ:

1.Вещество, являющееся изомером бутановой кислоты:

а) пропанон б) 2- метилпропановая кислота в) бутанол-1 г)2- метилпентановая кислота

2. В жалящей жидкости, выделяемой крапивой, содержится кислота:

а) масляная б) муравьиная в) уксусная в) валериановая

3. Вещество, соответствующее общей формуле RCOOH, относится к классу:

а) альдегидов б) карбоновых кислот в) спиртов г) углеводов

4. Вещество, для которого возможна реакция с гидроксидом меди(II):

а) ацетилен б) метиловый эфир уксусной кислоты в) этановая кислота г) метан

5, Бутановая кислота и изобутановая кислота являются:

а) геометрическими изомерами б) одним и тем же вещесвом

в) гомологами г) структурными изомерами.

6.При окислении ацетальдегида образуется :

а) этанол б) пропанол-1 в) уксусная кислота г) ацетон.

7. Продолжит гомологический ряд, начинающийся этановой кислотой, вещество состава:

а) C3H6O2 б) C2H6O в)C2H5O2 г) C2H4O

8) Как альдегиды , так и карбоновые кислоты реагируют с:

а) бромом б) гидроксидом меди(II) в) соляной кислотой г) фенолом

I I вариант

Выберите один правильный ответ:

1.Вещество, являющееся изомером пентановой кислоты:

а) пропанон б) 2- метилпропановая кислота в) бутанол-1 г)2- метилбутановая кислота

2. Исходное сырье для производства многих важных в техническом отношении органических веществ:

а) масляная б) муравьиная в) уксусная в) валериановая

3. Вещество, соответствующее общей формуле RCOH, относится к классу:

а) альдегидов б) карбоновых кислот в) спиртов г) углеводов

4. Вещество, для которого возможна реакция с натрием :

а) ацетилен б) метиловый эфир уксусной кислоты в) этановая кислота г) метан

5, Бутановая кислота и пентановая кислота являются:

а) геометрическими изомерами б) одним и тем же веществом

в) гомологами г) структурными изомерами.

6.При окислении пропаналя образуется :

а) этанол б) пропановая кислота в) уксусная кислота г) ацетон.

7. Продолжит гомологический ряд, начинающийся пропановой кислотой, вещество состава:

а) C2H4O2 б) C2H6O в)C4H8O2 г) C2H4O

8) Как спирты, так и карбоновые кислоты реагируют с:

а) бромом б) соляной кислотой в) оксидом меди(II) г) фенолом

Взаимопроверка. Ключ (слайд№2)

I вариант II вариант

1-б 3-б 5-г 7-а 1-г 3-а 5-в 7-в

2-б 4-в 6-в 8-б 2-в 4-в 6-б 8-в

Выполняют тест

Актуализация знаний.

Вокруг нас много различных веществ. У меня в руках корочка от апельсина. Почему мы ее можем использовать как топливо?

Я прошу зажечь спиртовку, соблюдая технику безопасности. А теперь возьмите корочку от апельсина и брызните веществом, содержащимся в ней на огонь.

Что наблюдаете?

Кто знает, какое вещество содержится в корках?

Высказывают предположения

В корочке содержится горючее вещество.

Чувствуем запах

Высказывают предположения

Целеполагание и мотивация.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Запишем тему урока в тетрадь.

Сложные эфиры( слайд 3)

Чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Эфиры

Получить основные знания о сложных эфирах

Экспериментальным способом изучить эфиры

Научиться применять знания в практических целях.

5. Изучение и усвоение учебного материала

(Соблюдаем технику безопасности работы с веществами и спиртовкой)



Предлагаю вашему вниманию технологическую карту, которую в ходе изучения материала вы должны проработать.

Технологическая карта учащихся к уроку « Сложные эфиры»

Цель: Изучить сложные эфиры, получить основные знания об этих веществах. В ходе эксперимента найти закономерности в решении практических вопросов, проанализировать опыты и сделать выводы.

Ход работы:

Решите задачу.

По данным анализа, вещество содержит 48,649% углерода, 43,243% кислорода и 8,108% водорода. Найдите формулу вещества.

Дано: Решение:

W(C)=48,649% C:O:H=48,649/12: 43,243/16:8,108/1=4,054:2,702:8,108/2,702=1,5:1:3=3:2:6

W( O)=43, 243% C3O2H6

W(H)=8,108%

__________________

CxOyHz -?

Ответ: формула искомого вещества C3O2H6

Составьте структурную формулу этого вещества.

А какие формулы вы еще можете составить?

А если я вам подскажу, что общая формула эфиров R1- COO-R2( слайд 4)

Сколько сложных эфиров имеют такой состав?

Составьте структурные формулы этих эфиров и назовите их.

Отрывок из романа Ж.Санд “Консуэло”:

“А наивысшей гармонией ей казался аромат… Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза мечтала о страстной любви, лилия — о небесной непорочности, а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни”.

Сложные эфиры имеют приятные запахи, и эти запахи и ощущала Консуэло.

(Работа с номенклатурой эфиров слайды 5-10)

Нахождение в природе слайд 11

Изучите физические свойства эфиров, используя учебник стр. 93 (слайд 12)

3. Выберите 5 утверждений, которые соответствуют сложным эфирам. (Слайд 13)

А) широко распространены в природе.

Б) это неорганические вещества.

В) не летучие вещества

Г) имеют специфический аромат. Ключ: А, Г, Ж, З, И. (слайд 14)

Д) хорошо растворяются в воде

Е) температура кипения высокая

Ж) легковоспламеняющиеся жидкости.

З) плотность меньше, чем у воды.

И) имеют запахи фруктов

3.В результате какой реакции образуются сложные эфиры?

Сложные эфиры образуются при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами (реакция этерификации) (слайд15 ). Запишем ее в общем виде:

Эта реакция обратима.

Реакция сложных эфиров с водой (гидролиз сложного эфира) обратная реакции этерификации. Продукты реакции могут взаимодействовать друг с другом с образованием исходных веществ – спирта и кислоты. (слайд 16)

Выполним реакцию этерификации практическим путем

(Выполнение демонстрационного опыта. Получение изоамилового эфира уксусной кислоты.)

Напишите уравнение этой реакции

4.Дана цепочка уравнений, решите ее.

СН4 С2Н4 С2Н5 OH X СН3-COOH СН3-COO- С2Н5 (слайд17)

А) Молекула веществ X в цепочке превращений содержит …….атомов кислорода (ответ напишите цифрами)

Б) Продуктами в реакции 5 являются……( Напишите название веществ, используя именительный падеж, через запятую)

В) Реакцией гидратации является реакция номер…….( ответ напишите цифрами)

Г) Реакция № 5 называется……. (Напишите название реакции, используя именительный падеж)

5. Применение эфиров. Используя рис.58учебник, стр.94 составьте схему применения эфиров.(Слайд18)

Работают с технологической картой, проводят опыты, делают наблюдения и выводы.

Решают задачу.

Составляют формулу пропановой кислоты C-C-COOH

CH3-COO-CH3-метиловый эфир уксусной кислоты

H-COO-CH2-CH3 –этиловый эфир метановой кислоты.

Имеют запах – летучи, легковоспламеняющиеся жидкости, с невысокими температурами кипения.



этерификация

.

Записывают уравнение.

1

Этиловый эфир уксусной кислоты, вода

2

Этерификация.

6.Закрепление



Найди ошибку

Заходя в лабораторию, я почувствовал запах ананаса. Все ясно, наши химики опять проводят реакции. Это пахнет эфиром. Изобутиловый эфир уксусной кислоты имеет этот запах.

Посмотрев на приборы, делаю вывод, что проводят реакцию гидролиза, в результате которой и получаются сложные эфиры.

А ведь сложные эфиры находят широкое применение, как в быту, так и в промышленности. Некоторые из сложных эфиров готовятся искусственно и под названием «фруктовых эссенций» широко применяются в кондитерском деле, в производстве прохладительных напитков, в производстве серной кислоты, в парфюмерии и во многих других отраслях. ( слайд 19)

7.Домашнее задание

§ 13, стр. 92-94, читать, стр. 100 № 2,11(задача)

8.Итоги. Рефлексия

А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.

Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя. (слайд 20)

После урока стал(а) знать больше

Углубил(а) знания по теме, могу применить их на практике.

На уроке было над чем подумать

На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, 4 плюса, 3 плюса.

Вернемся к нашему эпиграфу. Мы сделали теоретические выводы на основе опытов? Да, следовательно вы можете назвать себя настоящими химиками.

Спасибо за работу!