урок изобразительного искусства по теме Осенние листья

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Чановская средняя общеобразовательная школа №1

Урок изобразительного искусства для 3 класса

по теме: «Осенние листья».

Учитель:

Форофонтова Елена Валерьевна.

«Осенние листья».

Цели: учить детей наблюдать за изменениями в природе, видеть прекрасное в окружающем мире природы. Создать условия для проявления активности и творческой инициативности всех учащихся.

Задачи урока:

воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе;

развитие графических умений и навыков;

восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цветов

окраске осенних листьев;

формирование навыков рисования с натуры; углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира, воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев

обучение аккуратности в работе с красками.

Материалы и оборудование:

Для учителя:

Презентация

лист клёна;

компьютер, проектор, экран;

образцы работ прошлого года;

таблица «Теплые цвета»;

лист бумаги, карандаш, кисть, гуашь,баночка.

Для учащегося:

альбомный лист;

карандаш, ластик;

кисть, краски, палитра;

баночка с водой, салфетка;

раздаточный материал (лист клёна ).

Ход урока

I. Организационный момент.

Кружат листья над дорожкой, Мы идем, и под ногами

Лес прозрачен и багрян … Слышен шорох золотой.

Хорошо бродить с лукошком Пахнет влажными грибами,

Вдоль опушек и полян! Пахнет свежестью лесной.

Ребята, вы слышали как осенние листья, кружась в воздухе, тихо падают на землю?

Сядьте так же тихо, как листочки.

Проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядке,Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?

II. Беседа.

- Послушайте музыку и стихи и подумайте, какое время года описывается?

(Звучит музыка «Падающие листья», потом звук тише, читаю стихи под музыку):

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса»…

- Какое время года описано? (Осень.)

Какие изменения происходят в природе с наступлением осени?

А сейчас послушайте сказку, а может быль, которая случилась в это время года.

Жил-был на свете кленовый листочек. Ранней весной он был на веточке маленькой коричневой почечкой, летом ярким зелёным листочком, а с приходом осени стал нарядным разноцветным «флажком». Он весело махал всем прохожим, радуясь своему новому наряду. Но вот осенние дни стали становиться всё короче и короче, часто шли холодные дожди. И наш листочек загрустил, ведь прохожие спешили под зонтами и не поднимали голову вверх. И вот однажды в один из дождливых дней наш листочек решил отправиться в путешествие, чтобы мир посмотреть и себя показать. Он ловко спрыгнул с веточки и ,закружившись в воздухе как мотылёк, приземлился на секло проезжавшей мимо машины. «Вот здорово, прокачусь немного!» — подумал листочек. Но ветер подхватил его и посадил на мокрый чёрный зонтик, проходившего мимо прохожего. Зонтик приветливо улыбнулся листочку: «Теперь у меня не такой скучный вид». Но ветер опять подхватил листочек, и он тихонько упал на мокрую траву. Лежать было грустно, сыро и холодно. И листочек стал засыпать, ёжась во сне. Но вдруг, его разбудил весёлый детский смех. Это ребята возвращались из школы и решили собрать красивые букеты из осенних листьев. Наш листочек заулыбался, стараясь понравиться. Ему очень хотелось, чтобы его заметили. Кто-то из ребят поднял его и понёс домой, чтобы с другими листочками поставить в вазу.

- Посмотрите на свои столы. Догадайтесь, что мы будем сегодня рисовать.

- Чем мы будем рисовать?

- Да, на сегодняшнем уроке мы с вами нарисуем лист клёна с натуры. Сначала нарисуем лист карандашом, а потом раскрасим гуашевыми красками.

Посмотрите на нашу натуру. Из каких элементов состоит кленовый лист?

(листовая пластинка, черенок, прожилки).

Посмотрите, что больше – высота или ширина листа?

-Значит, как надо положить бумагу? Покажите.

-Какие цвета вы видите на кленовом листочке? Это теплые или холодные цвета?

Физкультминутка.

Мы еще не рисовали,а уже чуть-чуть устали.Вот сейчас мы отдохнем,рисовать листок начнем.

Дети встают около парт в проходах.

Раз, два, три – выросли цветы. (Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладошки с растопыренными пальцами, имитируя цветы) К солнцу потянулись высоко. (Тянемся на носочках, смотрим вверх) Стало им приятно и тепло! Ветерок пролетал. (Дуют.) Стебелечки качал. (Качаются) Влево качнулись (Наклоны в стороны) Низко пригнулись (Сели) Ветерок, убегай! Ты цветочки не ломай (Грозят пальцем) Пусть они цветут-растут Детям радости несут! (Тянут руки вверх, улыбаются)

III. Самостоятельная работа учащихся с выполнением показа на доске.

- Лист бумаги кладем горизонтально. Проводим посередине линию симметрии, которая разделит наш листок на две одинаковые части. Строим «домик» для листочка.

Затем на «крыше» рисуем две ямки.

На «стенах» — опять рисуем ямки.

Рисуем ямку снизу посередине.

Прорисовываем мелкие зубцы последовательно.

Вытираем лишние линии. Листок готов.

Используя цвета осени, рисуем наряд кленовому листочку, прорисовываем черенок и прожилки.

IV. Анализ работ учащихся.

композиционное расположение;

размер листа;

форма и пропорции;

цветовое решение;

аккуратность работы.

VI. Итог урока.

На классной доске закрепляются работы. Отмечаем, какие оттенки палитры осени удалось отобразить.

- Сегодня класс работал хорошо.

- С работой справились….

- Хочу проверить, как вы запомнили главное. Как нарисовать лист?

- Урок окончен. Всем спасибо.

Уборка рабочих мест.

Домашнее задание.

Нарисовать любыми материалами букет из осенних листьев.