урок изобразительного искусства Древние образы единство формы и декора в народных игруш

Государственное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат V вида г. Зернограда

УРОК

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО ТЕМЕ: «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»

ПРОВЕДЕН В 5 «А» КЛАССЕ

Учитель ИЗО – Устенко Л.А.

г. Зерноград

2009г.

Тема урока: Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

Цели:

Сформировать понятие о Дымковской народной глиняной игрушке, традициях формы и росписи.

Формировать навыки работы художественной росписи.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.

Оборудование:

модели игрушек,

игрушки: мяч, машина, кубики, обезьянка.

иллюстрации с изображением дымковской игрушки,

музыкальный ряд: русские народные песни,

художественные материалы,

презентация «Дымковская игрушка».

Словарь: промысел

Ход урока:

Организационный момент.

- Этот урок я хотела бы начать с русской народной поговорки: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.

- Как вы понимаете смысл этой поговорки?

- Сегодня радость мы будем приносить себе и нашим гостям.

Беседа.

- Ребята! С самого детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? (Кукла, мячик, кубики и т.д.).

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы, ткани, меха, дерева).

- А где изготавливают эти игрушки? (На фабрике). Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

- А вот игрушки – все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» — игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

- Какие виды глиняной игрушки вы знаете? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская).

- Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите!

- Кто из вас догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. Кто из вас знает, почему? (По месту их рождения — они из слободы Дымково)

(рассказ ученика / Казак Сергей )

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

- Ребята, а как называют мастера, который работает с глиной? (Гончар).

- У Дымковской игрушки есть своя легенда, которую нам расскажет Кривицкий Виктор.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной игрушке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное свистел Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали птицы. Кочевники решили, что их окружают дружины, подоспевшие вятичам на выручку, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью – 1 марта. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

- Кто знает, какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки? (Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

- Пришло время поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. (Показ видеофрагмента). Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскалится, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.

- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)

- Как по-разному в узорах расположены эти элементы относительно друг друга?

в ряд;

в шахматном порядке;

в клетке между линиями.

- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

- Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.

- Сегодня я предлагаю вам стать мастерами и расписать игрушку, которую вы слепили и подготовили к росписи.

— Прежде чем приступить к росписи подготовим кисти рук.

Руки вытянуть вперёд. Кисти расслаблены – напрячь – расслабить.

Корзиночка. Поочерёдное сжатие. Прогибание рук вверх, спина прямая.

Руки вытянуть вперёд. Кисти расслаблены – напрячь – расслабить.

Практическая деятельность учащихся.

Итог урока.

На доске появляется надпись «Ярмарка».

1 ученик: Эй, умельцы, мастера!

Нынче ярмарка! Сюда!

2 ученик: Эй вы, гости дорогие!

У нас игрушки расписные:

3 ученик: Веселы и ярки –

Прекрасные подарки.

- Что бы оценить вашу работу на уроке, вы должны продать ваши игрушки. Самая красивая игрушка – самая дорогая. Её цена 5 рублей, что соответствует оценке 5. Чем менее красива, аккуратна, тем меньше цена и оценка.

1 ученик: А ну, честной народ!

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей!

(Гости подходят и оценивают работы детей).

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Какое настроение у вас? (радостное) Почему?( “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”.)