Урок изо

V. Качество проведения урока.

Урок изобразительного искусства

6 класс

Дата: 04.10.2012 г.

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека».

Тема четверти: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».

Номер урока по теме: 6.

Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения».

Цель урока. Систематизировать знания учащихся о том, что цвет может влиять на чувства и настроение человека.

Задачи урока: 1. Познакомить с понятиями основных, составных цветов, холодного и теплого цветов; светлоты, насыщенности цвета, колорит.

2. Развивать изобразительные навыки, используя выразительные возможности цвета.

3. Воспитывать художественный вкус.

Тип урока: систематизации знаний учащихся.

Методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные.

Средства обучения: материальные (кабинет изо, мебель, мультимедийная аппаратура, ноутбук), искусственные (картины, репродукции), виртуальные (презентация), электронные (компьютерные программы).

Приемы преподавания: беседа, организация наблюдения, постановка вопросов, организация практической деятельности.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, индивидуальная и групповая работа.

Зрительный ряд: выставка репродукций картин, таблицы, презентация к уроку.

Творческое задание: подобрать колорит к работам художников .

Материалы и принадлежности учащихся: кисти, акварельные краски, альбом.

Используемая литература:

1. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2007.

2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1995.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 6-е издание, М.: Просвещение, 2010.

4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

5. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

План урока:

1. Организационная часть урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

4. Введение нового материала на основе знаний и наблюдений учащихся.

5. Физкультминутка.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке. Приветствие.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Я просила вас найти работы художников о природных явлениях и проанализировать их с точки зрения цветовой гаммы. Посмотрите репродукции картин художников, которые вы принесли. Что можете сказать об этих картинах?

3. Актуализация опорных знаний.

Анализ нескольких репродукций вместе с детьми класса.

Учитель. Какие основные выразительные средства использовали художники при написании этих картин? (Выбрать несколько цветных репродукций и продемонстрировать).

4. Введение нового материала на основе наблюдений учащихся.

Учитель. Посмотрите внимательно на экран и сравните, что изменилось на фотографиях? (Слайд 1)

Ученики. На первой фотографии шарики бесцветные, а на второй -цветные.

Учитель. А как вы думаете, почему так получилось? Кто может ответить почему мы видим цвет?

Ответы детей.

Учитель. Это произошло из-за того, что на предметы (шарики) перестал попадать свет. Ведь именно свет отражает нам цвет предмета. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета. Примером этому может служить радуга (Слайд 2).

Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Ученики. Мы будем говорить о цвете.

Учитель. Как вы считаете, какую роль в нашей жизни играет цвет? Как цвет может влиять на настроение, на восприятие окружающего мира?

Обсуждение.

Учитель. Что такое «цвет?»

Ответы учеников.

Учитель. Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. (Слайд 3) Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей.

Посмотрите внимательно на экран. Какое чувство у вас вызывает желтый цвет? (Слайд 4)

Ответы учащихся.

Учитель. Какое чувство у вас вызывает красный цвет? (Слайд 5)

Ответы учащихся.

Учитель. Какое чувство у вас вызывает черный цвет? (Слайд 6)

Ответы учащихся.

Учитель. Какое чувство у вас вызывает зеленый цвет? (Слайд 7)

Ответы учащихся.

Учитель. Итак, влияет ли цвет на чувства людей?

Ответы учащихся.

Учитель. У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

Обычно, если мы вглядимся в какой либо холст, то заметим определенную закономерность в его цветовом строе. Одни цвета будут «солировать», другие акцентировать их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое целое впечатление. Взаимоотношения цвета в пределах одной картины называется колорит (Слайд 8).

Рассмотрите колорит картин известных художников, что можете о нем сказать? Какие чувства у вас вызывает эта картина?(по каждой картине)(Слайд 9,10,11,12)

Учащиеся. Колорит выражает чувства художника.

Учитель. Значит, с помощью цвета можно передать чувства художника.

В изобразительном искусстве три цвета принято считать основными. Какие это цвета? Отметьте у себя на индивидуальных карточках.

Основные цвета

зеленый

оранжевый

синий

красный

фиолетовый

желтый

Учитель. Итак, какие цвета вы отметили?

Ученики. Красный, желтый, синий.

Учитель. Почему их называют основными?

Ученики. Их нельзя получить, смешивая краски. (Слайд 13)

Учитель. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь .

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему.

Какой цвет получится при смешении желтого и синего цвета?

Ученики. Дадут зеленый.

Учитель. Что будет, если смешать синий красный и желтый ?

Ученики. Оранжевый цвет.

Учитель. А если мы смешаем синий и красный?

Ученики. Фиолетовый .

Учитель. Как можно назвать цвета, составленные из основных?

Ученики. Их называют составными. (Слайд 14).

Учитель. Рассмотрите цветовой круг (Слайд 15). Все цвета составляют хроматическую («цветную») шкалу цветов.

Белые предметы отражают весь спектр, а черные — поглощают. Если взять белую и черную краску и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов. Это будет шкала цветов ахроматическая («бесцветная»)(Слайд 16). Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой цвет, который в смеси даст ахроматический цвет (близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. (Слайд 17).

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку –

по светлоте. Хроматические цвета имеют 3 таких признака: светлота, цветовой

тон, насыщенность. (Слайд 18).

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные.

Как вы думаете, какие цвета можно отнести к теплым и почему? Какие к холодным? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель. К теплым относится желто-красная часть спектра (Слайд 19), а к холодным – сине-голубая (Слайд 20). Фиолетовый и зеленый занимают промежуточное положение. И в зависимости от сочетания они могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Итак, вы познакомились с секретами одного из главных выразительных средств изо. Какого?

Учащиеся. Цвет.

5. Физкультминутка.

6.. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель. Теперь используя полученные знания, выполните следующее задание: подобрать колорит к работам художников (выполнить с помощью красок в альбомах). Задание выполняем по 4 группам по репродукциям, лежащим на столах.

В каждой группе задания даются по 3 репродукциям (разноуровнево).

Подобрать колорит к картине В.Гога «Подсолнухи» .

Подбирать колорит к картине А. Герасимова «После дождя».

Подобрать колорит к картине П. Гогена «Скалы на побережье».

Работа учащихся по группам.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. Давайте вместе обсудим ваш выбор колорита к картинам известных художников.

Обсуждение подбора колорита каждой группой по каждой картине. Оценивание наиболее точных подборов колорита.

Учитель. О каком выразительном средстве мы сегодня говорили?

Ученики. Мы говорили о цвете.

Учитель. Какую роль в нашей жизни играет цвет? Как цвет может влиять на настроение, на восприятие окружающего мира? Какие секреты цвета вы сегодня узнали?

Ответы учащихся.

Учитель. Какой бы колорит вы подобрали к нашему сегодняшнему уроку?

Домашнее задание: найти репродукцию своей любимой картины и проанализировать ее цветовое решение.