Урок ИЗО Весенняя палитра

Тема урока: «Весенняя палитра».5 кл.

Задачи урока:

1. Формировать эстетическое отношение к действительности.

2.Развивать графические умения и навыки, углублять чувство композиции; расширять представление о пейзажной живописи.

3.Поддерживать эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы.

Задание: Изображение весенней степи.

Материалы: бумага, гуашь, кисти 3-х размеров.

Зрительный ряд: репродукции картин калмыцкого художника Г.О.Рокчинского «Журавлиная песня»; «Тюльпанный остров».

Пейзажи русских художников. И.Левитан; И.Шишкин; Куинджи; Саврасов.

Рисунки цветов.

Литературный ряд: стихи А.Пушкина; С.Есенина; В.Шуграевой и др.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»; «Весна».

П. Чонкушов симфонические произведения о весне; А. Манджиев инструм. музыка.

Приветствуем с детьми друг друга.

Оформление доски:

Учимся видеть и беречь красоту родной природы.

Весна, Весна. И всё ей радо…

Сообщение темы и задач урока.

I.Беседа.(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».)

Читаю стихотворение:

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?

Наконец-то пригрело солнышко. Что произошло в природе?

( Растаял снег, побежали ручьи, прилетели птицы, распускаются листочки и первые цветочки.)

Примет весны очень много. Весна — удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу.

Повсюду слышится пение птиц, звон серебристых ручьёв и рек, гудение пчёл и шмелей.

Рассмотрим репродукции картин художников.

Что изображено на всех картинах? (Весна.)

Как называется данный вид изобразительного искусства? (Пейзаж.)

У весны есть удивительная особенность — цветение растений.

Так и говорят: «Весна — пора цветения.»

Какой цветок распускается раньше всех? (Подснежник.) Многие поэты написали стихи о цветах. Расскажите стих-е о подснежнике.

У заснеженных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой…

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез… Но кругом всё тихо,

Соседей нет, он первый здесь.

-Какие ещё весенние цветы вы знаете? (Мимоза, мать и мачеха,

незабудка, фиалка, цветёт душистая верба, сирень и др.)

Давайте вспомним прекрасные стихи о весенних цветах С.Есенина, А.Пушкина и др. поэтов.

Черёмуха душистая с весною расцвела

И ветки золотистые, что кудри завила.

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

выглянул на солнце ландыш серебристый

И открылись кротко от весенней ласки

милой незабудки голубые глазки.

Мимоза солнечным приветом

прилетает в чьи-то сны

Первой радостью букета,

Первой ласточкой весны. (Рассматриваем рисунки цветов).

-Как вы думаете где раньше распускаются первые цветы, в лесу или у нас в степи и почему ?

Сообщение главной цели урока.

Сегодня мы будем рисовать цветущую степь.

Рассмотрите репродукции картин нашего калмыцкого художника Г.О. Рокчинского «Журавлиная песня»; «Тюльпанный остров».

-Какое настроение вызывают эти картины?

-Какие краски использовал художник? (Яркие, сочные, тёплые, звонкие.)

Чтобы нарисовать такую радостную картину весенней природы, надо хорошо представить, какие цветы мы будем изображать.

-Какие цветы растут в степи? (Мать и мачеха, подснежники, ирисы, тюльпаны и другие.)

Посмотрите, как прекрасна степь весной?(Рассм. картины худ-в).

-Что вы видите на этих картинах? (Алые, жёлтые, белые, розовые и очень редко встречаются иссиня-чёрные тюльпаны, которыми пестрит в апреле степь, изумрудная трава, ярко-голубое небо.

Поэтесса Вера Шуграева написала замечательные стихи о тюльпане.

На перекрёстке всех ветров

Передо мной тюльпаны эти,

Как кровь промчавшихся веков,

Как солнце будущих столетий.

-II. Практическая работа.

Упражнение «Палитра весны»(выполняется быстро не более 5-7 минут).Дети передают с помощью кисти и красок разные цвета и оттенки весенней природы, не изображая ни цветов, ни листьев. Из цветных мазков получится своеобразная палитра весны. Можно предложить детям представить такие цвета и их оттенки, тёплые и холодные, звонкие и глухие.

Красный — тюльпан, мак, божья коровка. Каждый предмет имеет свой оттенок красного.

Синий - река, небо, василёк, ирис. Вновь отмечаем разные оттенки синего.

Жёлтый и оранжевый — тюльпаны, мимоза, мать и мачеха и др.

Зелёный — трава, листья, кузнечик и др.

«Палитра весны» остаётся на партах у каждого, служит своеобразным напоминанием о цветовом богатстве весенней степи, помогает детям в подборе цвета во время самостоятельной работы над композицией.

III. Самостоятельная работа.

Включаю негромко музыку П.Чонкушова.

(уч. читают стих-е)

Я рисую.

Подарили мне альбом

Что хочу рисую в нём.

Дом, в котором я живу,

Степь, высокую траву…

У степи зелёный цвет,

Лучше цвета в мире нет,

А там, где ставлю точки я,

Трава пестрит цветочками.

Окунулась в синий цвет

Кисточка проворная -

Речка по степи бежит,

Гладь блестит озёрная,

Льётся дождик озорной

Голубого цвета.

Предлагаю детям передать своё отношение к весенней природе. Следя за последовательностью работы красками, напоминаю, чтобы дети сначала намечали цветом большие поверхности: небо, землю.

Показываю несколько вариантов составления композиции.

Рисуем фон .Выбираем цвет, тонируем небо. Земля — местами сочно-зелёная, проглядывают островки светло-коричневого. Обращаю внимание детей на разнообразие гармоничных цветовых сочетаний. Почему это важно?

Цвет — мощное и активное средство отношения авторов к сюжету. Одни из них отдают предпочтение тёплой гамме, другие — холодной. Некоторые любят нежные сочетания, другие — контрастные. В работе с красками отражается и умение детей разнообразить технику исполнения с целью выделения главного и передачи настроения.

Напоминаю, что те цветы, которые расположены ближе к нам рисуем крупными, чем дальше, тем меньше. На линии горизонта цветные точки кончиками кисти.

IV. Музыкальная пауза.

Предлагаю детям потанцевать под песни А. Манджиева.

V. Продолжение работы.

- Кого можно изобразить на рисунках? ( Птиц, насекомых, змей, животных).

-Какие животные обитают в степи? (Сайгаки, суслики, лисы, хорьки, зайцы и др.)

VI.Завершение работы.

Сангаджиева Эльза (11 лет) написала стихотворение, которым мы завершим наш урок.

Воротник — это тюльпаны,

А рукава из солнечных лучей.

Из подснежников воланы,

А юбочка из стаи журавлей.

Такого платья больше нет,

И не купить за полцены,

Ведь в него одета степь

На карнавале у весны!

VII. Итог урока.Выставляются все композиции для коллективного просмотра. Отмечаются успехи детей в умении передать свои замыслы средствами рисунка и цвета.

Художники изображали на своих картинах красоту весенней природы, поэты воспевали в стихах, композиторы посвящали музыку. Их во все времена волновала красота природы.

- Как надо относиться к природе? (Бережно, любить и охранять её.)