Урок истории в 9 классе СССР в 1945 – 1953 годах Идеология и культура

Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Цели:

Изучить особенности развития культуры в послевоенный период, выявить причины восстановления «железного занавеса» в духовной сфере, проанализировать особенности кампании по идеологической обработке общества.

Развивать информационные, аналитические способности учащихся, критическое мышление.

Воспитание гражданской позиции, толерантности, креативности.

Основные понятия:

«железный занавес»

Космополитизм

антисемитизм

низкопоклонство перед Западом

«безыдейные произведения»

«маккартизм»

Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

Учащиеся должны знать:

Причины восстановления «железного занавеса»

Основные кампании по идеологической обработке общества

Противоречивые особенности произведений литературы и искусства

Особенности развития науки и образования в 1945-1953 гг.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать основные идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг.

Объяснять почему в этот период усилилось идеологическое давление на общество

Обосновывать и высказывать свое отношение к идеологическим кампаниям против ученых, представителей творческой интеллигенции в послевоенные годы

Высказывать свое отношение к творчеству М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой

Сравнивать идеологические кампании в СССР после войны и кампанию по борьбе с коммунистами в СЩА под руководством сенатора Дж. Маккарти

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения изучаемого периода

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер, проектор.

В ходе урока используется проектор с подготовленной учителем презентацией хода урока, а также для показа фрагментов художественных фильмов, воспроизведения песни в исполнении М. Бернеса «Враги сожгли родную хату».

1 этап урока «Организационный»:

Учащиеся формируют группы. Условия формирования групп: свою группу учащиеся определяют по записи на карточках, которые выбирают:

1 группа:

«А.А. Жданов»

«Л.П. Берия»

«Т.Д. Лысенко»

«И.В. Сталин»

2 группа:

«Михаил Зощенко»

«Анна Ахматова»

«Самуил Маршак»

«Александр Фадеев»

3 группа:

«Журнал «Ленинград»

Журнал «Звезда»

«О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»

«Железный занавес»

4 группа:

«Молодая гвардия»

«Враги сожгли родную хату»

«Большая жизнь»

«Адмирал Нахимов»

5 группа:

Кибернетика

Генетика

Языкознание

Экономика

На слайде представлена тема и план урока:

Восстановление «железного занавеса».

Литература.

Театр и кино.

Музыка.

Наука.

Образование.

Роль учителя: оказывает помощь в формировании групп и распределении ролевых обязанностей: «исследователи» (работа с текстом), «направляющий» (ответственный за быстроту выполнения задания), «критики»(проверяют правильность фактов, подобранных исследователями), в конце работы группа определяет «оратора»(представляющего итоги работы группы).

Время: 4 минуты.

2 этап урока «Постановка цели. Пути достижения»

Учитель представляет на слайде два документа:

«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ». К. Симонов

«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии». В. Молотов

Вопрос учителя: В чем вы видите противоречивость документов?

(Ответы учеников: Интеллигенция надеется на свободу творчества, а руководство страны собирается установить прежний контроль над обществом).

Задание: определить цель урока.

(Ученики высказывают предположения, которые записываются на доске).

Каждая группа получает задание:

1 группа.

Почему был необходим поход против «западничества»? Кто его возглавил? Анализируют текст документа:

«Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства». А. Жданов.

Учащиеся работают с текстом документа, текстом §37, п.1, п.4.

2 группа.

Работа со словарем.

Учащиеся работают со словарем и составляют определения представленных на уроке понятий, определяя ключевые слова, записывая их на доске. Объясняют понятие «маккартизм», сравнивают с кампаниями, происходившими в СССР.

3 группа.

Работают с документами и текстом учебника(§37, п.2). Отвечают на вопрос: «Почему подверглись критике журналы «Звезда», «Ленинград», М.М. Зощенко, А.А. Ахматова и другие деятели культуры?

Анализируют тексты документов:

«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». А.Жданов

«Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака… Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех — рвотный порошок». И. Сталин

4 группа.

Ученики отвечают на вопросы: 1. «Почему росли расходы на науку и образование?»

2. «Почему усилия партии были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и других наук?»

Ученики работают с документами и §37 учебника, с.267-269.

5 группа.

Учащиеся готовят к представлению фрагменты произведений художественной культуры,

готовят ответ на вопрос: «В чем вы видите противоречивый характер произведений советской культуры конца 1940-х – начала 1950-х гг.?» (Представляют 2-3 фрагмента на выбор из произведений С.Я.Маршака, М.А.Исаковского, фрагменты художественных фильмов «Иван Грозный» (реж.С.Эйзенштейн), «Падение Берлина» (реж. М.Чиаурели).

Роль учителя: выступает в роли тьютера, помогая определить цель урока, с помощью учеников-помощников обеспечивает группы заданиями, консультирует по возникшим затруднениям, следит, чтобы все учащиеся принимали участие в работе группы по мере своих возможностей.

Время: 12 минут.

3 этап урока «Доказываю и опровергаю».

Выступление групп начинается с выступления 2 группы. Затем выступают 1, 3, 4 группы.

При выступлении каждой группы используется проектор. На слайдах отражены проблемные задания, над которыми работали группы. Группа 1 в своем выступлении использует фрагмент песни на стихи М.Исаковского «Враги сожгли родную хату», группа 5 показывает фрагменты художественных фильмов («Иван Грохный, 2с., «Падение Берлина» — фрагмент прилета Сталина в поверженный Берлин).

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, приводят аргументы.

После выступления каждой группы, учащиеся других групп задают вопросы на понимание проблемы, с различными дополнениями.

Учитель возвращает учеников к записям на доске по постановке цели урока: «Изучить особенности развития культуры в послевоенный период, выявить причины восстановления «железного занавеса» в духовной сфере, проанализировать особенности кампании по идеологической обработке общества».

Учащиеся делают вывод по поставленным вопросам. Дают оценку происходящим событиям того времени, сравнивают с условиями творчества современной художественной интеллигенции.

Роль учителя: Корректирует выступления групп, следит за тем, чтобы каждая группа представила проблему за отведенное время (4 минуты ). По согласованию с учащимися объявляет оценки за подготовленность и выступление групп.

Время: 23 минуты.

4 этап урока «Закрепляем изученное».

На слайдах представлен небольшой тест, который учащиеся решают на уроке.

Роль учителя: представляет слайды с вопросами теста, отмечает правильно решивших учеников.

Время: 4 минуты.

5 этап урока «Рефлексия»

Учащиеся записывают домашнее задание: «Составить краткий опорный конспект §37».

Обсуждают выступления групп, дают советы.

Роль учителя: побуждает учащихся к корректному обсуждению достоинств и недостатков выступления товарищей и в целом обсуждения урока, мотивирует на следующий урок.

Время: 2 минуты.