Урок истории в 9 классе Серебряный век русской культуры

Тема: Серебряный век русской культуры.

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, используя технологию модульного обучения и способов получения знаний средствами уровневых, проблемных и тестовых заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок открытых мыслей.

Место урока: №1.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: Способствовать запоминанию основной терминологии.

Способствовать формированию представления о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века», на примерах научных достижений и направлений в искусстве во второй половине XIX века. Способствовать формированию представления социальной сути и художественной ценности в искусстве как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества.

Раскрыть мировое значение достижения русской культуры, как составной части процесса развития культуры всего человечества.

Развивающая: Создать условия для творческого применения умений и развития общеучебных умений — работа с текстом учебника, с репродукцией картин. Умение слушатьь музыку. Научить применять знания, для решения проблемных задач максимально используя различные источники знаний.

Воспитательная: Воспитание взаимопомощи, толерантности. Стимулировать интерес учащихся к самообучению и саморазвитию. Воспитывать чувства гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Методы обучения: словесно-наглядный, репродуктивный, эвристический (частично- поисковый), эвристическая беседа с элементами лекции.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Средства обучения:

Учебник, А.А.Данилов История России XX- начало XXI века, 9 класс, М.П. 2006 год.

Дидактические материалы для организации самостоятельной работы (карточки).

ТСО.

Слайды.

Портреты художников, поэтов, композиторов.

Цветные вклейки учебника.

Диск «Энциклопедия истории России»

Книги с произведениями писателей и поэтов.

Доклады, подготовленные учащимися (творческие работы).

Репродукция картин.

Листы с вопросами и заданиями.

Структура урока

Организационный момент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация знаний и умений. Изучение нового материала и первичное закрепление.

Проверка уровня усвоения новых знаний и умений.

Применение новых знаний.

Домашнее задание.

Подведение итогов урока (рефлексия)

Ход учебного занятия.

Структура учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствую учащихся , проверяю готовность своего рабочего места , прошу школьников проверить готовность своих рабочих мест . Создаю благоприятную для совместной работы атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своих рабочих мест. Настраиваются на работу.

Целеполагание и мотивация

Вступительное слово. Обратить внимание учащихся на доску (экран), где написаны цели для учащихся (разноуровневые). Обращаю внимание на значимость достижения целей. Что в процессе работы учащиеся могут научиться: 1) Знать новые термины: ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм, реализм, авангардизм. Знать деятелей «серебряного века» их произведения, главные особенности «серебряного века», о значении русской культуры.

2) Уметь делать сообщения, выполнять проблемные задания, систематизировать учебный материал, выделять главное и делать выводы;

3) Научить выявлять последовательность происходящих событий в культуре «серебряного века» в контексте с литературой, искусством и музыкой.

Предлагает ученикам, опираясь на цели урока, ответить на вопрос:

- Чему сегодня на уроке я могу научиться? (на доске)

Предлагает ответить на вопрос:

- Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре?

Читают цели учебного занятия. Определяют объём работы. Определяют значимость его результата.

Прогнозирует возможный результат своей деятельности.

Сл. №2 и 3

Отвечают на вопрос.

Сл. №4

Актуализация знаний и умений.

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Мы посетим несколько салонов: литературный, салон живописи и музыки.

Сначала мы посетим салон «Литературы». Здесь мы подробно узнаем о творчестве писателей «Серебряного века».

1 В традициях русской реалистической школы работал Л.Н.Толстой («После бала»). (Бунин, Чехов

Горький).

В первое десятилетие 20 века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов — С.Есенин и др.

Задание 1 А: (карточки)

В чём смысл философии «толстовства»?

Что такое символизм?

В чём смысл полемики символистов и акмеистов? (отрицали мистические устремления символистов).

Какие течения и объедения поэтов вам известны?





2 Теперь нам нужно посетить салон русской живописи. Русские живописцы удерживали стиль реалистической школы. Действовало общество «Передвижников». Репин «Заседание государственного совета» 1906 год.

Ряд сторонников нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства» (1898- 1925). Его задача – привносить красоту в жизнь людей. (Рерих, Сомов)

В 1907 году открылась выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников тесно связанных с поэтами-символистами.

Задание 1Б.

На столе таблицы с фамилиями художников. С помощью магнитов учащиеся распределяют фамилии по колонкам.

Задание 2Б.

На доске портреты Сурикова, Левитана, Серова, Коровина. На столе репродукция картин без названий. Учащиеся должны расположить репродукции под портретами и назвать произведения.

Задания 3Б.

С какого времени существовало объединение «Мир искусства»? Кто в него входил? Каков был лозунг у этого объединения?

Кто представлял реалистическое направление в живописи? Какие ещё стили

можно выделить в изобразительном искусстве начала 20 века?

Что вам известно о выставке «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет»?

3 И посетим последнюю гостиную нашей экскурсии гостиную «Музыки».

В начале 20 века творческий взлёт переживали великие русские композиторы- новаторы А.Н.Скрябин, С.И.Танеев, С.В.Рахманинов. они создавали новые музыкальные формы и образы. Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов Ф.И.Шаляпина, И.В.Ершова.

Задание 1В.

2 Как называлось объединение композиторов, в чьём творчестве наиболее полно проявились национальные музыкальные традиции, внимание к русским народным мелодиям?

Могучая кучка

Товарищество передвижников

«Мир искусства»

Серапионовы братья

2. Русский композитор и дирижёр, впервые дирижировавший оркестром большого театра, повернувший спиной к публике:

1) С.В.Рахманинов

2) С.И.Танеев

3) П.И.Чайковский

4) А.Н.Скрябин

Сообщение «Серебряный век» русской поэзии.

Учебник, с. 59

Сообщение о Есенине.

Сл. №5.

Сл. №2

1 (непротивление злу насилием).

2 Понятие

3 (символисты утверждали, что вера, религия, главные в жизни и искусстве)

4 (символисты, футуристы и др.)

Сл. №6

Доклады учащихся

о художниках

Учебник с. 320, иллюстрации

1 С1898- 1925 года (Рерих и др.)

2 И.Е.Репин, импрессионизм, модернизм, символизм и др.

3 (1907, 1910)

Сообщение о Шаляпине

Рахманинов (видеоматериал)

Проверка уровня усвоения новых знаний и умений

Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре?

В чём особенность русского модернизма, по сравнению с европейским?

Всему миру известны выдающиеся русские писатели, музыканты, живописцы «серебряного века». Как увековечены их имена в России?

Продолжите фразу: «Серебряный век» — это

(добавлять по несколько слов, характеризующих данный этап развития русской культуры)

- Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре?

Сл. №4

1 -Читают вопрос.

-Выдвигают гипотезу её решения

-Записывают ответ

2- В русской живописи модернизм развивался одновременно с импрессионизмом.

Применение новых знаний

Задание 1Г.

Проверочные тесты

1 В каком году было основано Товарищество передвижных художественных выставок?

1811 г.

1848 г.

1870 г.

1903 г.

2. Как назывались в 19 веке художники, представители реалистического направления в живописи, отражавшие в своих произведениях тяжёлую жизнь народа?

передвижники

импрессионисты

авангардисты

мирискусники

3.Известные в России в начале 20 века группы «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» были объединениями:

1) художников

2) мастеров балета

3) композиторов

4) литераторов

4.назовите фамилию русского художника, который большую часть своей жизни и творчества посвятил Индии:

Ю.А. Билибин

М.А. Врубель

В.В. Верещагин

Н.К. Рерих

5.установите соответствие между именами деятелей науки и культуры первых десятилетий 20 века и сферой их творчества.

Фамилии Сфера творчества

1)И.П. Павлов А) философия

2)С.Н. Булгаков Б) поэзия

3)А.А. Корнилов В) история

4)Н.С. Гумилёв Г) биология

Д) экономика

Задание 2Г.

Викторина «Художественные стили».

Домашнее задание

Что из себя представляла система образований?

Какие науки развивались в России? (табл.)

Какие стили характерны для архитектуры начала 20 века? (модерн, эклектика)

Как развивалось балетное искусство?

Какие новые театры появились в начале 20 века? (Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова)

П. 8, с. 56-69 вопросы.

таблица

Подведение итогов урока (рефлексия)

Какова результативность работы класса сегодня на уроке?

- Почему важно знать особенности стилей, жанров и направлений в культуре?

- Чему я научился на уроке?

(Высказывает своё суждение об уровне достижения учащихся).

Зачитывают цели, определяют уровень и способы их достижения