Урок истории в 8 классе Тема Декабристы

Урок истории в 8 классе

Тема. Декабристы.

Цель: — на примере восстания декабристов показать наличие глубоких противоречий в российском обществе глубоких противоречий, порождённых отжившей феодально – крепостнической системой; отметить, что разрешение этих противоречий было возможно лишь по пути реформ;

- разобрать ход восстания; уяснить причины поражения; оценить историческое значение восстания декабристов;

- учить работать с историческими документами;

-воспитывать уважительное отношение к прошлому нашей страны.

Основные понятия: династический кризис; присяга; диктатор восстания; картечь.

Основные даты: 14 декабря 1825 года – восстание на Сенатской площади.

Персоналии: великий князь Константин Павлович; великий князь Николай Павлович; Н. С. Мордвинов; М. А. Милорадович; С. П. Трубецкой; П. П. Каховский.

Оборудование: учебник А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIXвек. М.

« Просвещение» 2012 год; школьные атласы; схема-карта; репродукция картины; портреты декабристов.

Известно мне:

погибель ждёт.

Того, кто первый

восстаёт

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла

Но где, скажи,

когда была

Без жертв

искуплена свобода?

/К. Ф. Рылеев./

За дело вольное народа и страны

14 декабря 1825 года

ЧТО

ЭТО

БЫЛО?

Восстание ? акт « жертвы

гражданского мысли

неповиновения ? безрассудной»?

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Сообщение темы, цели урока.

Постановка проблемы.

- В конце урока ответить на вопрос : « Что же это было? Восстание? Акт гражданского неповиновения? « жертвы мысли безрассудной»?

3. Сообщение ученика о династическом кризисе в России осенью 1825 года ( задание дано опережающее на предыдущем уроке). Учащиеся записывают в тетради понятия « династический кризис», « присяга»

4. Объяснение нового материала.

Руководители Северного общества воспользовались междуцарствием. Их план предусматривал захват Зимнего дворца и Петропавловской крепости, окружение Сената и принуждение его силой к опубликованию « Манифеста к русскому народу» об уничтожении самодержавия и отмене крепостного права.

5.Работа с историческим источником « Манифест к русскому народу».

-Что представлял собой « Манифест» восставших?

-В чьих интересах были предложены в нём меры?

-Какое положение «Манифеста» вы считаете главным и почему?

6.Продолжение объяснения нового материала, запись детьми в тетрадь плана восстания.

- Накануне , 13 декабря, собравшись на квартире К. Рылеева составили план восстания:

1. Выбрали диктатора ( руководителя) восстания- С. Трубецкого.

2. Трубецкой должен вручить « Манифест» Сенату.

3. Якубович должен арестовать царскую семью.

Однако план восстания был нарушен.( Использование воспоминаний генерал-майора М. А. Фоноизина ( подготовил сообщение ученик.)

Николая Iпредупредили о готовящемся выступлении ( Ростовцев) и он провёл присягу Сената, Синода , Госсовета ночью.

- Что не успели сделать декабристы?

Каховский отказался убить царя.

Поспорив , декабристы пришли к выводу, что не все средства хороши, и отдали предпочтение мирным формам борьбы.

6.Работа с картой – схемой. Работа над понятиями « каре», картечь».

Рассказ учителя, ученики следят по схеме о передвижениях декабристов на Сенатской площади. С помощью карточек , на которых указано время, дети выясняют, что сроки были упущены из-за нерешительности восставших.

9ч. 11ч. 12ч.50 мин. 13ч.30мин. 14 ч. 30 мин. 16ч.

Моск. Н. Бестужев, рота лейб- поручик

Полк, гвард.экипаж гренад. Полка Панов

800чел. 1100 чел.

___________________________________________________________________

3 000 человек

( Сообщить детям тот факт, что солдаты не знали истинных целей декабристов, они были скрыты восставшими)

7.Оценка исторического значения восстания декабристов.

- В чём вы видите главную причину поражения восставших?

8.Дискуссия по проблемному заданию.

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание. Параграф 9прочитать, ответить на вопрос» В Чём состояло историческое значение восстания декабристов?»

11. Итог урока.