Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида Начало строительства

Начало строительства Санкт-Петербурга

Урок истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Выполнила – учитель истории Лютоева Нина Станиславовна,

ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида» ссть-Кулом

Урок проводится в компьютерном классе.

Тема урока: Начало строительства Санкт-Петербурга.

Цель урока: Дать представление о строительстве Санкт-Петербурга и его назначении.

Задачи:

Образовательные: создать у учеников общее представление об истории основания Санкт-Петербурга и его назначении.

Коррекционно-развивающие: развивать умение работать с иллюстрациями, связную устную речь, закреплять навыки работы с текстом учебника, умение выделять главные мысли из текста; расширять кругозор.

Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, гордость за успехи своих соотечественников, прививать интерес к предмету.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки – для учителя; персональные компьютеры, касса цифр, по пять фишек – для каждого ученика. Для подготовки к уроку – компьютер, подключенный к сети ИНТЕРНЕТ, цветной принтер. Программы: ИНТЕРНЕТ-браузер, текстовый редактор, программы создания пазлов, презентаций и просмотра видеофайлов.

Структура урока:

1. (7 минут) Организационный момент. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.

2. (7 минут) Актуализация знаний. Индивидуальная работа учащихся за персональными компьютерами. Проблемная ситуация.

3. (20 минут) Изложение нового материала по плану с сопровождением слайдов на экране:

3.1.Место постройки и причины основания г. Санкт — Петербург.

3.2.Год основания и название города.

3.3.Как строился Санкт-Петербург. Первые постройки.

4. (7 минут) Закрепление. Беседа по пройденному материалу.

5. (3 минуты) Завершение урока – слайд-шоу «Современный Санкт-Петербург».

Оргмомент: учитель доброжелательное приветствует учащихся, желает успехов в овладении знаниями. Создается комфортный психологический климат на уроке.

Опрос: Опрос по пройденной на прошлом уроке теме проводится в виде блиц-теста в игровой форме – задаются пять вопросов. У каждого учащегося на парте должен быть веер с цифрами (касса) и пять фишек. После того, как учитель озвучивает вопрос, учащиеся по команде поднимают (показывают) цифру веера, которая соответствует правильному ответу. Если ответ неверный, учитель забирает одну фишку у ученика, ответившего на вопрос неправильно. В результате теста у каждого на парте останется столько фишек, сколько верных ответов у него было. «Пятерки» можно озвучить сразу, остальным учащимся оценки можно выставить в конце урока, с учетом их работы во время занятия.

Вопросы теста:

С каким государством воевала Россия во время Северной войны?

С Англией

С Турцией

С Швецией

Выход к какому морю хотел завоевать Петр I?

К Охотскому морю

К Балтийскому морю

К Белому морю

Кого набирали в новую регулярную армию?

Рекрутов

Офицеров

Матросов

Какую крепость основал Петр I после победы?

Кронштадт

Петропавловскую крепость

Шлиссельбург

Где находился единственный морской порт России до начала Северной войны?

В Архангельске.

В Мурманске

В Нарве

Актуализация знаний

Дети сидят за персональными компьютерами. Учитель предлагает учащимся построить на своих экранах «пазлы» — подготовленные изображения, и сообщает, что собранные ими картинки будут связаны с темой урока. Игра готовится на каждого учащегося индивидуально и различается по степени сложности. (Приложение № 1).

После того, как дети справятся с заданием, эти же изображения проецируются на экран с помощью проектора. Каждое изображение кратко комментируется ребенком, который собирал эту картину в программе. (Приложение № 2, слайды 1- 8). (Дети могут только догадываться о том, какое событие изображено на картине и вполне возможно то, что их предположения будут неверными. Чаще всего они только единодушны в том, что на каждой картине изображен Петр I). Возникает проблемная ситуация.

Переход к сообщению темы урока и цели урока. Учитель сообщает, что на уроке в ходе изучения нового материала учащиеся смогут сопоставить исторические события с изображениями, которые они «собрали» в программе. Название города дети находят самостоятельно на изображении в презентации (Приложение № 1, слайд 9).

Учитель предлагает закрыть глаза (снятие зрительного утомления, небольшая релаксация) и представить себе, что когда-то на месте огромного города Санкт-Петербург были пустынные леса и болота. (Учителем зачитывается отрывок из книги А.О.Ишимовой «История России в рассказах для детей». О, с пылким воображением можно очень живо перенестись в то время, так давно прошедшее! Мне кажется, что я собственными глазами вижу, как от пристани отъезжает царская яхта. Государь едет смотреть новые владения свои и выбрать наконец то место, где должна исполниться великая мечта его, где должен явиться перед ним его собственный Амстердам. Величественно прекрасный рост с первого взгляда отличает Петра от всех его спутников. Он стоит у самого руля. Темно-русые волосы его развевает тихий ветерок быстрыми взорами он окидывает широкую Неву и красивые берега ее, покрытые густыми лесами. Здесь должно быть место соединения русских с европейцами, здесь должна быть столица их образованности, их будущей славы! В каком же именно месте основать город? Новая столица русская должна быть непременно приморская, должна быть непременно портом, куда приходили бы иностранные корабли.

Дети записывают в тетрадях число и тему урока, а один из учащихся записывает на маркерной доске (контроль чистописания, списывания из учебника, грамотности).

Объяснение материала учителем в соответствии с текстом учебника, одновременно проводится словарная работа с выделенными словами:

Пётр I пожелал немедленно закрепиться на отвоеванной у шведов части балтийского моря. Повелел построить в устье Невы крепость в честь апостолов Петра и Павла, которая стала называться Петропавловской. А затем вокруг крепости начали строить новую столицу — Санкт -Петербург, что значит «город святого Петра», в честь небесного покровителя.

Показ на карте устья Невы. (Можно из учебника).

Учитель сообщает, что дату строительства города учащиеся должны переписать в тетрадь, только вначале им необходимо эту дату определить. (Ученики открывают подготовленный файл на рабочих столах с текстом пословиц. В пословицах «спрятались» цифры года основания Санкт-Петербурга. (Приложение № 2).

Дети выполняют задание и записывают в тетради дату начала строительства города – 1703.

Продолжение рассказа учителя:

Местность в устье Невы была болотистая. Строить город приходилось на нескольких островах, со всех сторон окруженных водой.

Работа с текстом учебника. Детям предлагается найти в тексте учебника отрывок, который подтверждает участие Петра первого в строительстве города. (Приложение № 1, слайды 5-8).

«Пётр сам руководил строительством. Иногда он сам брался за топор и работал наравне с мастерами. Его высокую фигуру можно было увидеть то на верфи, то на строительстве крепости. Без устали целыми днями он ходил от одной стройки к другой. Для него построили небольшой деревянный домик на берегу Невы»

Прежде всего, в городе возводили военные укрепления. На одном из островов была заложена крепость Кронштадт.

Петербург должен был стать не только крепостью, но и крупным торговым портом. Сюда могли приходить торговые корабли со всего света, а российский торговый флот вёз бы свои товары в другие страны. Поэтому здесь возводились портовые сооружения и верфь, чтобы начать строить свой балтийский военный и торговый флот.

Физминутка.

Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане? (дети вытягивают руки вперёд).

Это мачты кораблей (дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (дети приветственно машут руками).

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем (ходьба на месте),

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок (дети садятся за парты).

Царь приказал всем российским мастерам — корабельщикам приезжать в город. Из других стран пригласили лучших мастеров. В городе строили мастерские и заводы, школы для моряков, лоцманов и военных.

Пётр сам нарисовал план города с красивыми прямыми улицами. Центральная улица города – Невский проспект – начиналась от Петропавловской крепости. Вдоль нее расположились торговые ряды, площадь для проведения военных парадов, административные здания. На противоположной стороне Невы, которая начала застраиваться гораздо позже, в 1703 году Петр заложил только Адмиралтейство и корабельную верфь.

Учитель сообщает, что названия самых первых построек Санкт-Петербурга необходимо занести в тетрадь. Эти названия уже упоминались на уроке, кроме того имеется подсказка с зашифрованным текстом. Учащимся предлагается расшифровать этот текст – (Приложение № 1, слайд 10) выводится на экран. Слайд для проверки и контроля записи выводится на экран после выполнения задания. (слайд 11, приложение № 1). Учащимся демонстрируются старинные фото с указанными достопримечательностями Санкт-Петербурга. (приложение № 1, слайды 12-15).

Закрепление: Проводится беседа по слайдам 1-9 приложения № 1

Рефлексия (итоги урока, оценивание работы учащихся, домашнее задание)

Окончание урока – после рефлексии – слайд-шоу– физминутка для глаз – Современный Санкт-Петербург. (Приложение № 4).

Учитель в это время может прочитать отрывок из поэмы «Медный всадник»:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова…

Использованные ресурсы:

Учебник «История России» для учащихся 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида. Пузанов Б.

Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пузанов Б.

История России в рассказах для детей. А.О.Ишимова.

Интернет-ресурс: http://www.hellopiter.ru/Admiralty_old_foto.html

Интернет-ресурс: http://www.gigart.ru/index.php

Интернет-ресурс: http://postcards.bynet.ru/main.php

Интернет-ресурс: http://history.sgu.ru