урок истории в 7 классе Россия при Павле Первом

Урок по истории России в 7 классе:

«Россия при Павле I»

Лашкина Ольга Владимировна ГОУ СОШ №386 Кировского района Санкт-Петербурга

Цель урока:

Образовательная: Сформировать представление у учащихся о внутренней и внешней политике Павла I,познакомить учащихся с личностью ПавлаI. выяснить причины и последствия дворцового переворота 1 марта 1801 года.

Развивающая: Развитие критического мышления учащихся, умения работать с кластером, развитие устной монологической речи, умения составлять опорный конспект.

Воспитательная: Воспитание уважения к историческому прошлому нашей Родины, Санкт-Петербурга.

Оборудование к уроку:

Мультимедиапроектор.

Стенд «Павел I»

Презентация «Россия при Павле I»

Литература к уроку:

Учебник «История России к XVII-XVIII век», А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.

«История России к XVII-XVIIIвек» поурочное планирование по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной., автор составитель Н.Ю. Колесниченко, Волгоград, изд-во «Учитель», 2008 г.

История России, Моряков В.И.,Федоров, В.А.Щетинов Ю.А. ,Издательство Московского университета,1998 г.

http://onzpi-co1.narod.ru/index/q16/q16.htm

 http://www.idelo.ru/384/21.html

http://pda.coolreferat.com

http://www.svet-slova.ru/

Технологии, используемые на уроке:

Технология развития критического мышления.

Приемы: «кластер», лекция с остановками, синквейн

Мультимедиа технологии

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:Три фонаря в полночном свете лунном…                        и синий цвет разлился вдоль моста…                         мне Замок вспомнился – трагичный и угрюмый,                         что ТАЙНУ странную оставил на века…Светлана Магницкая

Учитель: Скажите, пожалуйста, о каком здании идет речь? (Михайловский замок)

С чьим именем связан Михайловский замок? ( ПавелI)

Как закончилась его жизнь? (переворотом и трагической гибелью)

Сегодня нам предстоит, познакомимся с личностью Павла I, внутренней и внешней политикой периода его правления, с причинами, приведшими к заговору 11 марта 1801 года и его последствиями.

И в самом деле, пьеса жизни Павла разворачивалась как драма.

Сообщение учащихся характеризующие личность ПавлаI(учащиеся обдумывают вопрос: Каким к моменту вступления на престол слал характер ПавлаI)

1 ученик: Он родился в 1754 г. и был тотчас взят у родителей императрицей Елизаветой, которая решила сама воспитать мальчика. Матери дозволялось видеть сына только раз в неделю. Разлука матери с новорожденным ребенком — страшная травма для обоих. У матери с годами появилось отчуждение, а у Павла никогда не возникло первых ощущений теплого, нежного, неповторимого образа матери, с которым живет почти каждый человек. Вот тут-то и поползли первые слухи о том, что Елизавета хочет воспитать из Павла своего наследника, а ненавистных ей родителей мальчика вышлет в Германию. Такой поворот событий для честолюбивой, мечтающей о российском троне Екатерины был невозможен.

Позже Павел узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца и, что отец убит фаворитом матери. Образы, связанные с этой кончиной, вызовут в нём сильное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного положения.

2 ученик: Конечно, ребенок не был брошен на произвол судьбы, его окружали заботой и лаской. В 1760 г. рядом с Павлом появился воспитатель Никита Иванович Панин, человек умный, образованный. Изменение мировоззрения Павла связанно французской революцией. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным. В итоге, твердо не усвоив конституционных идей Панина, Павел привык отвергать политику своей матери, а поэтому, став царем, так легко пошел на низвержение основ ее политики. Из воспитания юноша усвоил романтическую идею рыцарственности, а с ней — любовь к внешней стороне дела, декоративности, множество далеких от жизни мечтаний.

3 ученик: Осенью 1783 г. Павел и его супруга Мария переехали в Гатчину. Так началась долгая гатчинская эпопея Павла…

В Гатчине Павел создал не просто гнездо, уютный дом, но возвел для себя крепость, противопоставил ее Петербургу Екатерины. Образцом же для подражания была избрана Пруссия с ее культом дисциплины, силы, муштры. Небольшое войско Павла было одето и вымуштровано по уставам Фридриха II. Сам наследник жил суровой жизнью воина и аскета Гатчинская модель жизни, построенная на жестком полицейском надзоре, казалась Павлу единственно достойной. Он, мечтал распространить ее на всю Россию, за что и принялся, став императором.

Учитель: К 1796 году отношения между матерью и сыном ухудшились настолько, что Екатерина II решила предать корону внуку Александру, в обход Павла. Но когда 5 ноября 1796 года императрица внезапно умерла, двор присягнул императору Павлу I.

Учитель: Каким к моменту вступления на престол слал характер ПавлаI)

Свое правление Павел I начал с изменений во внутренней политике.

Учащиеся получают задание: стр.206-208 составить кластер « Внутренняя политика Павла I», работая парами. В ходе применения данного приема ученики выделяют основные изменения во внутренней политике Павла I».( заносят в опорный конспект)

Изменение структуры управления.

Изменение порядка престолонаследия-права на престол принадлежат представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии.

Замена чиновников в высших государственных органах власти.

Ограничение дворянских прав и привилегий ( «Разжалованная грамота дворянству»)

Явиться в полки дворянским детям, записанных в них с младенчества (вместо свободы от обязательной службы)

Запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената

Упразднены губернские дворянские собрания, число выбираемых сократилось в 5 раз.

Возобновились телесные наказания для дворян

Освобождение многих заключенных (Н.И.Новиков, А.Н.Радищев)

Опала и гонения на многих дворян

Крестьянский вопрос: (из-за большего объема работы учащимся предлагается выбрать 6 наиболее значимых, с их точки зрения, изменений.)

Отменен запрет крестьянам жаловаться на хозяев

Отменены телесные наказания для лиц старше 70-ти лет

Каждый государственный крестьянин получал надел 15 десятин

Особое сословное самоуправление для государственных крестьян

Хлебная подать заменена денежным сбором

Сняты недоимки (7 млн. рублей)

5 апреля 1797 года — указ о трехдневной барщине

Запрет о продаже дворовых людей без земли

Крестьян привели к присяге

За жестокое обращение с крестьянами губернаторы должны были препровождать помещиков в монастырь

Снижение цен на продовольствие

За 4 года Павел передал 600тысяч крестьян помещикам, Екатерина II-800тысяч крестьян за 34 года

Далее идет обсуждение кластера.

Учитель: Давайте попробуем подвести итог внутренней политики Павла I

Первая точка зрения– негативная. Деятельность Павла называется капризами, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок

Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией.

Учитель: Став императором, Павел торжественно объявляет, что «отныне Россия будет жить в мире и спокойствии, что теперь нет ни малейшей нужды помышлять о распространении своих границ, поелику и без того довольно уже и предовольно обширна…»

Внешняя политика Павла I

Учащиеся получают задание: По рассказу учителя и презентации составить опорный конспект. В ходе применения данного приема ученики выделяют основные изменения во внешней политике Павла I, заносят в опорный конспект.

Желание вести лишь войны оборонительные

Вторая антифранцузская коалиция (Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство)

Апрель-сентябрь1799годаИтальянский и Швейцарский походы Суворова

Победы Ф.Ф.Ушакова: освобождение Ионических островов и побережья Южной Италии

Разрыв Павла с Англией (прекращение всякой торговли Англией)

Учитель:По натуре русский император был рыцарем. Наполеон называл его «русским Дон Кихотом». «Донкихотство» Павла I прослеживается и в области внешней политики.





Он решил отстаивать интересы только России, вести войны только оборонительные, не учитывая, что это резко нарушало сложившийся баланс сил в Европе. Попытки Павла I проводить самостоятельную политику вызвали недовольство союзников.Начались многосторонние переговоры между Россией, Австрией, Пруссией, Англией и Россия признавала свои союзнические обязательства, подписанные в правление Екатерины. Была создана вторая антинаполеоновская коалиции в составе России, Англии, Турции и Неаполитанского королевства. В коалиции союзники вынуждали Россию играть ключевую роль и всячески подталкивали Павла к широкомасштабным военным действиям против Франции.

Англия и Австрия сумели уговорить Павла I послать свои войска под командованием фельдмаршала А.В. Суворова в Северную Италию, эскадру вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова в Средиземное море, а корпус генерала А.М. Римского — Корсакова в Швейцарию.

Летом 1798 г. русско-турецкий флот под командованием Ф.Ф. Ушакова вошёл в Адриатическое море и овладел Ионическими островами.

Осенью 1798 г.Ф.Ф. Ушаков осадил остров Корфу — сильнейшую крепость на Ионических островах со значительным по численности французским гарнизоном. В сентябре 1799 г.русско — турецкая эскадра высадилась недалеко от Рима. Вскоре Рим и Неаполь были освобождены от французов.

Между тем французы оккупировали также Северную Италию и Швейцарию. Во главе русско-австрийской армии был поставлен А.В. Суворов. В апреле 1799 г. А.В.Суворов привёл свои войска в Северную Италию. На реке Адда войска А.В. Суворова разбили французскими ветеранами под командованием генерала Ж. Моро. На реке Треббия А.В. Суворов разбил войска генерала Ж. Макдоналда. У итальянского местечка Нови французские войска соединились. Из 36-тыс. французского войска осталось 13 тыс. чел. Больше французская армия в Северной Италии опасности для союзников не представляла. Имя А.В.Суворова гремело в Европе.

Но французы оставались в Швейцарии. Союзники решили с помощью А.В. Суворова очистить и Швейцарию. Но русские войска были в Италии. Корпус А.В. Суворова должен был идти в Швейцарию на соединение с корпусом А.М. Римского-Корсакова. Обеспечение русских войск продовольствием, фуражом и вооружением австрийцы взяли на себя.

В сентябре 1799г. начался беспримерный переход войск А.В. Суворова через перевал Сен-Готард в Альпах. Альпы встретили А.В. Суворова дождями, мглой, туманами. Австрийцы не выполнили обещания, русская армия оказалась без продовольствия, фуража, вооружения. А.В. Суворов приказал взять с собой только то, что можно унести в руках. Никогда в мире ни одна армия не проходила такого пути, какой пришлось пройти русской армии. Последним препятствием на пути в Швейцарию оказался Чёртов мост — узкий мост над глубоким ущельем. Французы взорвали часть моста. Тогда солдаты и офицеры из досок разрушенного сарая сделали настил, связали доски шёлковыми офицерскими шарфами и солдатскими ремнями и перешли через мост. Русские войска вышли в Швейцарию. Но в Швейцарии союзники предали русских ещё раз. Австрийцы увели свои войска от А.М. Римского- Корсакова, и до прихода А.В. Суворова корпус А.М. Римского — Корсакова был разбит. Маленькая армия А.В. Суворова, истощённая многодневным переходом, без обуви и продовольствия оказались в окружении превосходящих сил французов. Французы уже предвкушали пленение самого А.В. Суворова. А.В. Суворов собрал военный совет, на котором было решено: с оружием в руках пробиваться из окружения или всем погибнуть. Потеряв 7 тыс. чел, суворовцы смогли выйти из окружения.

Павел I, узнав об этом, разорвал союз с Австрией и приказал А.В. Суворову возвратиться в Россию. А.В. Суворов прибыл в Петербург, где вскоре умер. За этот поход Павел I присвоил А.В. Суворову звание генералиссимуса. Похоронен А.В.Суворов в Александро-Невской лавре.

Вскоре последовал разрыв дипломатических, военных, экономических отношений с Англией. Отношения с Англией ухудшились после того, как 1 октября 1800 г. англичане захватили остров Мальту, отказались признать покровительство России над орденом Святого Иоанна Иерусалимского, а Павла I — его магистром. Ещё в 1796 г. по просьбе представителей Ордена Павел I стал его покровителем, а в 1798 г. -магистром.

Далее Павел I коренным образом меняет свою внешнюю политику — из-за неблаговидного поведения союзников он начинает вести переговоры о сближении России с республиканской Францией. В январе 1801 г. Павел I принял два важных решения: объявил о присоединении Грузии к России и направил донских казаков в поход к Оренбургу, чтобы они через Хиву и Бухару достигли Индии и напали там, на английские учреждения. С Англией прекращаются торговые связи. Конечная цель-изоляция не только Британской империи, но и Османской. Это решение больно ударило по интересам России и ускорило назревавший переворот.

Учитель: Какое влияние оказала внешняя политика на внутриполитическую и ситуацию в России?

Заговор 11 Марта 1801 года

Учитель:

Резкие повороты во внутренней и внешней политике за короткие сроки, не уравновешенность императора, отмена привилегий дворян вызвали недовольство широких кругов дворянства. Поэтому вскоре среди ближайшего окружения императора возник заговор с целью отстранения его от престола и передачи власти наследнику Александру Павловичу. В заговоре участвовало ближайшее окружение императора: генерал — губернатор Петербурга граф П.А. Пален, генерал Л.Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины II П.А. Зубов, и др. Заговорщики посвятили в свои планы наследника. Александра Павловича убедили в том, что для блага России его отца нужно отстранить от престола. Александр потребовал, чтобы в любом случае отцу была сохранена жизнь. На фризе Михайловского замка, была выбита надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Некая юродивая, обитавшая на Смоленском кладбище, предрекала, что император, хозяин Михайловского замка, проживет ровно столько лет, сколько букв на этой надписи. Букв было 47. Императора убили на 47-м году. Давайте посмотрим фрагмент фильма «Бедный, бедный Павел» о том, что произошло 11 марта 1801 года в Михайловском замке.

Учитель : В чем вы видите причины дворцового переворота 11 марта 1801 года, его последствия?

Закрепление: Кем же был Павел I для России? Составление синквейна Павел I

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Домашнее задание :

1 уровень:параграф 29,вопросы.

2 уровень: Заполнить таблицу « Внутренняя политика Екатерины II и Павла I» по параграфам24,29

Вопросы сравнения

ЕкатеринаII

Павел I

Вопрос о престолонаследии

Органы государственного управления

Крестьянский вопрос

Дворянские привилегии

3 уровень: эссе на тему « Роль Павла Iв российской истории»

Тема урока : «Россия при Павле I»

Дата жизни 1754-1801гг.

Дата правления 1796-1801 гг.

« Внутренняя политика Павла I»

Изменение структуры управления.

Ограничение дворянских прав и привилегий «Разжалованная грамота дворянству»

Крестьянский вопрос

Внешняя Политика Павла I

Характер внешней политики

Участники второй антифранцузской коалиции

Военные действия

Дата

событие

Изменение в направлении внешней политики

Составление синквейна Павел I

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Домашнее задание :

1 уровень:параграф 29,вопросы.

2 уровень: Заполнить таблицу « Внутренняя политика Екатерины II и Павла I» по параграфам24,29

Вопросы сравнения

ЕкатеринаII

Павел I

Вопрос о престолонаследии

Органы государственного управления

Крестьянский вопрос

Дворянские привилегии

3 уровень: эссе на тему « Роль Павла Iв российской истории»

Примерная структура эссе:

Введение. Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

Основная часть. Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

Заключение. Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.