урок истории в 5 классе

МОУ «ТСШ №11»

Открытый урок

по истории

в 5 «А» классе

на тему: «Рабство в Древнем Риме»

Учитель: Власова А.О.

Тирасполь, 2012

Цель урока: Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов, особенностями рабовладения.

Задачи:

1. Образовательные:

Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;

Формирование умения давать характеристику событиям и их участников.

2. Развивающие:

Развитие творческих способностей учащихся;

Развитие коммуникативных навыков.

3. Воспитательная:

Создать условия для творческой самореализации личности;

Воспитание отрицательного отношения к рабскому положению людей.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point 2003»

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Рабство в Древнем Риме» (Путешествие в страну Знаний (Карта с гиперссылками на задания), схема «Источники рабства», картины «Использование труда рабов»). Выставка оружия гладиаторов из пластилина; схема «Гладиаторы».

Раздаточный материал: документ «Содержание рабов» (Крушкол Ю.С. хрестоматия по истории Древнего мира.- М., 1987, стр. 194-196)

Планируемый результат: Знать источники рабства, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов в Древнем Риме, объяснять значение понятий: рабство, гладиатор.

План урока:

1. Проверка домашнего задания: путешествие в страну Знаний.

2. Источники рабства.

3. Труд рабов в сельском хозяйстве.

4. Гладиаторы.

Содержание урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение домашнего задания. Путешествие в страну Знаний по маршруту «о. Рассказкин» — «мыс Задачкин» — «о. Терминов» — «г. Отгадайкин» (Презентация)

1.На первой остановке (остров Рассказкин) «путешественники» готовят развёрнутый ответ (можно по карточке).

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос:

Как воевала римская армия?

Для этого вспомни:

Какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н.э.?

Какие технические приспособления использовали римляне?

Как были вооружены воины Рима?

Какую тактику чаще использовали римские полководцы?

Сделай вывод.

2. Пока ученик готовит ответ, отправляемся на мыс «Задачкин».

Реши задачи

1. Известно, что римляне одержали победу над Пирром. Мог ли Ганнибал участвовать в празднике по случаю этой победы?

2. Мог ли Ганнибал услышать об Олимпийских играх?

3. На острове «Терминов» проверяется знание терминов.

Что означают термины: патриции, плебеи, раб, гражданская война, югер, триумф, народный трибун.

4. В городе «Отгадайкин» ученики отгадывают загадки.

Отгадай загадки:

1. Он молод и талантлив был

И смельчаком для всех прослыл.

И с Римом храбро воевал –

То карфагенский………..

2. Его прозвали император

В те дни, когда оно в Рим въезжал.

Другие царства побеждал.

И храбростью и силой

Он право зваться так снискал.

Как римляне тот въезд назвали, когда все консулы кричали:

«Наш повелитель, наш герой,

Наш император, вот какой!»

«Возвращаются» на о.Рассказкин и слушают развёрнутый ответ.

3. Изучение нового материала:





1. ученики называют источники рабства

2. Работа с документом:

Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в роле: зимой — по 4молия (8,75л) пшеницы, а

летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год…

(Круйлкол Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира, М., 1987, с.194—196.)

Вопросы к документам:

— Где применялся труд рабов?

— Как содержались рабы?

3. Игра «Оживи картину». (Инсценирование картины).

(Материал для инсценирования)

— Представьте себе, что картина «ожила» и наполнилась звуками. Слышите рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем говорят между собой управляющий и владелец имения, А надо сказать, что управляющий тоже раб, но живется ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:

— Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении. Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А тёперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

— Он лодырь,— замечает рабовладелец,— накажи его.

— Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

— Попробуй продать его,— говорит рабовладелец — лишний нахлебник нам не нужен.

— Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет;

— Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре,— отвечает рабовладелец. — Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.

Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.

— А чем заняты у тебя эти рабы? — спрашивает рабовладелец.

— Они давят виноград. Скоро будет хорошее вино из нового урожая.

— Не жалей рабов,— говорит рабовладелец,— заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей — они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.

Каждый из рабов, изображенный на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Один из них рассказал о себе следующее:

— Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей — римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен, Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и, как, можем, вредим ему!

4. Представление проекта «Гладиаторы».

Представляют проект «Гладиаторы»: ученик представляет выставку оружия гладиаторов

Второй ученик готовит схему «Гладиаторы». (Рисунки сканированы, названия видов гладиаторов и названия их вооружения напечатаны, наклеены на листы ватмана).

5. Подведение итогов урока: Обобщение материала урока: учитель объясняет выражение «Раб – говорящее орудие».

Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание: § 44-48 повторить, подготовиться к контрольному тесту.