урок истории России в 8 классе

Урок истории России в 8 классе

«Судьба России в спорах западников и славянофилов»

Эпиграф урока:

И в Европе народ на народ не похож;

Так с каким же сходны хотите вы быть?

Где народ европейский?

Есть немец, есть англичанин, француз;

Между ними пусть будет и русский!

М. А. Дмитриев, 1846 г.

Цели и задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся со взглядами западников и славянофилов в 40-е гг. XIX в., выявить особенности их взглядов;

— на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия — Запад» в наши дни;

Развивающие:

- совершенствовать умения работы с документами, самостоятельно делать выводы, обобщать и систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения, проводить параллели с сегодняшним днем;

- на примерах споров о дальнейших путях развития России учиться аргументировано доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

- воспитывать уважение к своей стране, ее народу, родной культуре, традициям, стремление быть полезным своему Отечеству.

Форма урока: дискуссия с элементами игрового моделирования.

Аналитики-эксперты — проводят социологический опрос с целью выяснения того, как сегодня оценивается деятельность Петра 1, какой путь предпочитают респонденты — западный или исконно русский, волнует ли их судьба России.

Термины: западники, славянофилы, консервативное, либерально-оппозиционное, радикально-демократическое направления общественной мысли, социализм.

Внутрипредметные связи:

1830 г. — июньская революция во Франции;

1848 — 1849 гг. — «весна народов» — революции в странах Европы.

Оборудование:

Карта «Россия в первой половине XIX в.»;

Компьютерная презентация «Западники и славянофилы»;

Портреты западников и славянофилов, А. И. Герцена, Н. П. Огарева;

Таблица «Общественная мысль в России XIX в.»;

Тексты источников (П. Я. Чаадаев «Философические письма»;

Музыкальные фрагменты «Русская балалайка» и «Соло на саксофоне»;

Материалы социологического опроса.

Ход урока

1 часть — «Вызов»

Учитель: Тема урока «Судьба России в спорах западников и славянофилов» актуальна и сегодня. Она с особой остротой звучит в переломные годы: во время войн, кризисов и иных социальных катаклизмов. Да и в некоторые мирные периоды вокруг нее развиваются споры философского и исторического характера. Один из таких периодов — 40-е оды XIX века.

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженном споре конца 30-х — начала 40-х годов XIX века о месте России в мировой истории оформились западничество и славянофильство как противоположные течения русской социально — философской мысли. Главная проблема, вокруг которой завязались дискуссии, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости, или же у нашей страны особый путь и ее культура принадлежит к другому типу. В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Сегодня на уроке мы включимся в споры полуторавековой давности о путях развития страны, об оценках прошлого, о результатах петровских преобразований. Будем высказывать собственные суждения, привлекая результаты социологического опроса. Но вначале послушаем этих молодых людей.

Историческое моделирование «Диалог западника и славянофила»:

1 молодой человек: А, это вы, сударь…

2 молодой человек: Приветствую Вас. Знаете ли, погода сегодня…

1 молодой человек: Нет, Вы только послушайте, что он пишет: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода». Что Вы на это скажете?

2 молодой человек: Что же Вас здесь удивляет? Я вполне согласен с этим утверждением. У России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход.

1 молодой человек: Да. Тогда Вы должны согласиться и с этим: «Сначала варварство, потом грубое невежество, затем унизительное чужеземное владычество, дух которого унаследовала позднее наша национальная власть, — такова печальная история нашей юности». Каково?

2 молодой человек: С этим я, конечно, позволю себе не согласиться. Нельзя же все видеть в таком мрачном свете. Нельзя забывать о величии русской земли! Мне думается, наша древность представляет нам пример всего доброго в жизни частной, в отношениях людей между собой. Если все так и развивалось далее, мы бы сейчас не пожинали негативные плоды цивилизации, внесенной с Запада.

1 молодой человек: А мне думается, сударь мой, что Россия как раз должна брать пример с развитых стран, стремиться идти по пути, который они показывают…

Учитель: Кто же эти молодые люди? Какое произведение они обсуждают? Какие проблемы волновали образованную молодежь николаевской эпохи?

(Ученики в ходе беседы делают вывод, что особенно актуальными были проблемы понимания настоящего и будущего России. Мыслящие люди спорили, по какому пути должно пойти развитие страны).

Учитель: Суть суждений западников и славянофилов можно выразить так: Россия не Европа, но должна стремиться ею стать. Суть суждений славянофилов: Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путем.

2 часть урока — «Осмысление»

Задание 1:

Рассмотрим домашнее задание групп:

а) определение понятий «западники» и «славянофилы»;



(Далее идет работа с понятиями. Ученики предлагают свои варианты определения терминов  «славянофильство» и «западничество».  Все версии обсуждаются, наиболее удачные определения  записываются в тетрадях. Формулировки могут быть, например, такими: «Славянофильство — идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России»; «Западничество — идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту».

б) презентация взглядов западников и славянофилов;



в) «Облако слов» в режиме on-line (http:://www.tagxedo.com/art/51a5fedc24cc4df5):

Распределение вынесенных фамилий по 2 группам — западников и славянофилов:

Западники

Славянофилы

П. В. Анненков

В. П. Боткин

Т. Н. Грановский

С. М. Соловьев

К. Д. Кавелин

И. С. Тургенев

К. С. и И. С. Аксаковы

И. В. и П. В. Киреевские

А. И. Кошелев

Ю. Ф. Самарин

А. С. Хомяков



Какая фамилия оказалась в «облаке» лишней? Почему?

Задание 2:

Работа с текстом «Философического письма» П. Я. Чаадаева (приложение № 1).

Заполнение таблицы:

Линии сравнения

Западники

Славянофилы

Отношение к Чаадаеву

Отношение к самодержавию и существующему государственному строю

Отношение к крепостному праву

Отношение к преобразованиям Петра 1

Отношение к влиянию Запада

Выводы:

Общее во взглядах

Различия во взглядах

- необходимость изменений в государственном и общественном строе России

- отмена крепостного права

- проведение реформ «сверху»

- мирный путь развития

По-разному оценивали…

- исторический путь России

- влияние на нее западной Европы

- будущее государственное устройство

Учитель: Отношения западников и славянофилов можно определить словами А. И. Герцена: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно! Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту и русскому складу ума».

Несмотря на столь значительную разницу во взглядах, и западники, и славянофилы считали, что страна скатывается вниз, что ее ждут социально – политические потрясения. Избежать их можно, избавившись от двух главных болезней России – крепостного права и деспотического гнета власти.

Либералы обоих толков пытались отыскать пути для постепенного перерождения дворянства и феодально-зависимого крестьянства в буржуазные классы, а абсолютной монархии – в правовое капиталистическое государство.

Компьютерное тестирование в программе MyTestPro (приложение № 2)

3 этап урока — «Рефлексия»

Обсуждение результатов социологического опроса:

Учитель: Группа старшеклассников провела опрос среди сотрудников нашей школы, в котором приняли участие 17 человек. Результаты опроса представлены в следующей таблице:

Как Вы относитесь

к Петру I?

Кто Вы: западник или славянофил?

Каким Вы видите будущее России?

78% — положительно

49% — славянофилы

67% — светлое

12% — отрицательно

32% — западники

18% — мрачное

5% — нейтрально

14% -центристский путь

11% — без изменений

5% — выразили равнодушие

5% — выразили равнодушие

4% — не знают

Учитель: Что ближе вам?

Учитель: Сегодня Россия ближе к Западу (Р = З) или к Востоку (Р = В)?

А, может быть, она самобытна (Р = З = В)?

Или она объединяет черты обеих цивилизаций (Р = З + В)?

А как считаете вы?

Учитель: Как вы думаете, можно ли посредством музыки выразить идеи западников или славянофилов?

Я попытаюсь вас убедить, что это вполне возможно!

Прослушивание музыкальных отрывков — «Русская балалайка» и «Соло на саксофоне».

Учитель: С каким из направлений ассоциируется у вас каждый отрывок?

Подведение итогов дискуссии:

Учитель: Да, необходимо использовать зарубежный опыт на российской почве, но при этом нельзя забывать и о своей самобытности. Об этом говорил еще В. О.Ключевский: «Можно и должно перенимать чужой опыт вязать чулки, но нельзя и стыдно брать чужой строй мыслей, чувств, отношений».

Кстати, сам Запад признает, что ему недостает внутренней, нравственной чистоты. Послушаем известного американского политика З. Бжезинского: «Мир разучился творить, мыслить, рождать идеи. Мир обнищал духовно… Я боюсь, как бы человечество, разленившись, не превратилось в сборище холеных, сытых, но абсолютно пустых машин. Дай Бог людям, в том числе и моим соотечественникам, осознать, что в мире есть вещи более жизненно важные, чем микроволновая печь, собственный самолет или копченая колбаса!».

Николай Щербина, глядя на наших предков, полтора века назад горько вздохнул, пожимая плечами:

У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки…

Мы — европейские слова

И азиатские поступки.

      Домашнее задание:

Изобразить спор западников и славянофилов с помощью рисунка-символа.