Урок истории для 6 классаРусь былинная

Урок в 6-м классе «Культура Древней Руси.»

Русь былинная…

Учитель:Ковалёва Н.В.

Цели урока:

Обучающие:сформировать представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями; познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры;

Развивающие:развивать умение работать с текстом, развивать речь, умение выделять главное;

Воспитательные:способствовать формированию взаимоуважения, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе;пробудить понимание красоты произведений русского искусства.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование урока:

Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;

Карточки с иллюстрациями;

Заготовка брошюры.

Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1. Приветствие-знакомство

1. Ответное приветствие..

II. Актуализация знаний

-Собираясь на урок,я взяла с собой очень много вещей:учебник,тетради,карандаш.А

Вы?У нас с Вами целый багаж вещей,сделанных человеческими руками.Все они –результат человеческой деятельности.В моём багаже есть и иллюстрации.Рассмотрите их.

– Что изображено на карточке?

– Что объединяет все эти иллюстрации?

– Каким общим словом можно все это назвать?

– Давайте вспомним что такое культура?

Рассматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Должны прийти к выводу, что все эти карточки относятся к культуре

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (все, что сделано руками человека)

III. Изучение нового материала

Итак наш сегодняшний разговор о культуре.

Давайте вновь обратимся к иллюстрациям-что именно нас будет интересовать?

– Устное народное творчество

– Письменность и грамотность.

– Литература.

– Зодчество и изобразительное искусство.

– Художественное ремесло.

Любая работа имеет результат,наша совместная работа -тоже.Мне хочется,чтобы у вас остались хорошие впечатления и брошюра-памятка.(При

ложение)

Предлагаю Вам разбиться на группы:

Каждая группа получает -задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующую графу в брошюре и составить краткий рассказ-выступление.

В конце урока у нас должно сложиться полное представление о культуре Древней Руси.

– Выдающиеся памятники древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства.

1. Деление на группы.

2.Знакомство материалом учебника.





3.При необходимости задают вопросы.

IV. Работа учащихся в группах

Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости

1 группа исследует устное народное творчество учебник стр55-56;

– Что такое былина?

– Назовите главную идею былин.

2 группа исследует письменность и грамотность учебник с 56-57;

– Чем прославились Кирилл и Мефодий?

– Что использовали вместо бумаги?

– Что такое миниатюра?

3 группа исследует литературу учебник стр 57-59;

– Какое произведение написал Нестор?

– Перечислите литературные жанры.

4 группа исследует зодчество и изобразительное искусство учебник стр 59-62

-Чем было представлено деревянное зодчество?

Когда началось каменное строительство на Руси?

– Чем покрывали стены собора?

– Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков?

5 группа исследует художественное ремесло учебник стр 62

Чем славились мастера-оружейники?

– какая техника использовалась при изготовлении ювелирных изделий?

Время работы в группах – 10 минут.

Работа материалом учебника в соответствии с выбранным направлением

1. Работа с учебником (чтение, выбор главного)

2. Заполнение своей графы в таблице.

3. Работа с вопросами.

4. Совместное обсуждение.

5. Выбор выступающего.

V. Закрепление нового материала. Выступление групп и совместное обсуждение материала

Выслушав выступления необходимо определить особенности культуры Древней Руси:

1. Выступление 1 группы.

2. Выступление 2 группы.

3. Выступление 3 группы.

4. Выступление 4 группы.

5. Выступление 5 группы.

1. Слушают выступление.

2. Заполняют соответстующую графу брошюры.

3. Задают уточняющие вопросы выступающему.

Особенности культуры Древней Руси:

– Наследие восточных славян;

– Влияние на культуру Руси окружающих ее народов;

– Синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

VI. Проверка полученных знаний

 

Тест.(Приложение)

VII. Рефлекция

Знал,узнал,самое интересное было…,меня не спросили,но я хотел сказать.

+ — интересно

Оцени себя.(таблица)

(Приложение)

Тест для закрепления материала

1. Византийские монахи создали во второй половине IX века славянскую азбуку, которая получила название:

черты и резы;

глаголица;

кириллица.

2. Живописное художественное произведение малых размеров, которым украшали книги, называлось:

икона;

миниатюра;

мозаика.

3. Автором “Повести временных лет” был:

Нестор;

Владимир Мономах;

Ярослав Мудрый.

4. Первый православный храм, построенный в Киеве:

Десятинная церковь;

Софийский собор;

Пятницкая церковь.

+

-

интересно

+

-

интересно

+

-

интересно