урок истории 10 класс

МОУ «ТСШ №11»

Открытый урок

по истории

в 10 «А» классе

на тему:

«Отечественная война 1812 года»

Учитель: Власова А.О.

Тирасполь, 2011

Отечественная война 1812 года

Цели урока:

Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

Развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать;

Дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

План урока:

1.Организационный момент;

2.Проверка домашнего задания;

3. Изучение нового материала :

Вторжение Наполеона в Россию;

Бородинское сражение;

Совет в Филях и оставление Москвы;

Отступление и гибель «Великой армии».

4.Закрепление материала;

5.Домашнее задание.

Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 г. – Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 года».

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения: «Полководец М.И.Кутузов», «Герои-партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, Сеславин, В.Кожина», «Война в русской поэзии» (учащиеся должны найти и выучить два отрывка из «Бородино» М.Ю.Лермонтова и отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Ход урока:

1.Организационый момент

2.Проверка домашнего задания.

Учитель:- Назовите основные направления внешней политики России в начале 19 века.

Учитель:- Назовите причины войны 1812 года между Россией и Францией.

3. Вторжение Наполеона в Россию.

Учитель:- Используя учебник, параграф 56, найдите и запишите данные о численности армии России и Франции. ( к июню 1812 г.: французская армия – не менее 220 тыс.чел., российская армия – около 220 тыс.чел., рекрутская система комплектования.)

Учитель:- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий? (Армия Наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов Европы, т.е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде денег и славы, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского населения страны не были обучены военному делу).

Учитель:- характер войны для обеих сторон: Отечественная война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.

Работа с картой

Учитель: — давайте обратимся к карте и посмотрим, какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию? (Неман)

Запись на доске и в тетради:

12(24) июня 1812 г.- армия Наполеона вторглась на территорию России.

Учитель:- С наступление ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переплавились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русском берегу без препятствий, к их удивлению. Там- мир; война с их стороны; все спокойно в этой чужой стране, которая была представлена им такой угрожающей.

Работа с картой

Учитель: -посмотрите на карте расположение русских армий и их численность на кануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.

Учитель:- обратите внимание, что русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы под командование генералов М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона и А.П. Тормасова.

Учитель:- глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?(французский император рассчитывал разбить русские армии по одиночке. Захватить Москву и добиться от Александра подписания мирного договора. Наполеон: «если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву- я поражу ее в самое сердце».)

Учитель:- какую тактику ведения войны могли предпринять русские, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?( армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

Учитель:- Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии. Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Первоначально местом соединения русских армий был назначен г.Витебск (см. карту), но объединиться в нем не удалось. Таким образом план Наполеона был сорван. В битве под Смоленском (см. карту) русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ отступать. От Смоленска остались лишь руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии, виновником был объявлен Барклай, пошли слухи об измене. Стал вопрос о назначении нового командующего.

Запись на доске и в тетради:

8(20) августа 1812 г.- М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

Сообщение учащегося: « Биография М.И.Кутузова»

Чтение стихотворения

Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали, ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют , что ли, командиры?

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Учитель :- в городах шло народное ополчение в помощь армии. Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение.(ополчение — военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале 18 века во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России).

4.Бородинское сражение.

Учитель:- было решено дать генеральное сражение у с. Бородино 26 августа 1812 года.

Работа с картой

Учитель:- найдите на карте с. Бородино.

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 год –Бородинское сражение.

Работа с картой-схемой «Бородинское сражение» и чтение соответствующих описаний сражения в учебниках.(стр.135)

Один из учеников зачитывает определения терминов:

Флеши –полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла;

Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

Батарея – артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.

Кавалерия – конное войско.

Пехота – пешее войско. В 19 веке – инфантерия.

Артиллерия – 1)огнестрельное орудие ( пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.

Чтение стихотворения

Ученики читают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Вам не видать таких сражений!…

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!…

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

Учитель: — каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?(потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. чел., русские- 45 тыс. чел.)

Учитель:- вспомните какие цели были у каждой из сторон?(Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступали со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских. Но от Бородина русские войска отошли к Москве.

5. Совет в Филях и оставление Москвы

Учитель:- 1 сентября в деревне Фили под Москвой состоялся военный совет, на котором Кутузов поставил вопрос, дать ли под под Москвой еще одно сражение или отступить без боя.

Запись на доске и в тетради:

Военный совет в Филях. Цель: принять решение, оставлять Москву или давать еще одно сражение под Москвой.

Работа с учебником

Прочитать о совеете в Филях.(стр.136-137)

Учитель: — почему Кутузов считал необходимым оставить Москву?( без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. « пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва- вся Россия будет потеряна…»)

Учитель:2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

Чтение стихотворения

Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель: — известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

Учитель:- почему Наполеон столь настойчиво предлагал мирные переговоры? Почему Александр отказался?(если исходить из целей, которые Наполеон ставил на кануне войны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву – сердце России- он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в течении месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и не надежны в виду действия русских партизан. Кутузов оставил Москву, чтобы, пополнить войска, запасы и вооружение, дать новое сражение.

6. Отступление и гибель «Великой армии»

Учитель:- в стране разрасталось партизанское движение.

Учитель:- кто такие партизаны?(партизан- член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)

Сообщения учащихся о подвигах партизан: Давыдова, Сеславина, Кожиной.

Работа с картой

Учитель:- найдите на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр.

Учитель:- пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижения французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г.. Его исход решил вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

Учитель:- что ожидало Наполеона на смоленской дороге?( это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)

Учитель:- началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

Работа с картой

Учитель:- найдите р. Березину.

Учитель:- в районе р. Березины в Зап.Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г.Борисова, понеся, огромные потери. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был в Париже. 6 января 1813г. Александр издает манифест об окончании войны.

Закрепление материалатест

Домашнее задание параграф 56. Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?» Составить картосхему Бородинского сражения, используя текст учебника и отмечая то, о чем говорят его авторы.