урок истории 10 класс профиль Время новых междоусобиц

План – конспект урока истории в 10 классе

Тема: Время новых усобиц.

Цели:

- показать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период;

- выяснить почему междоусобицы стали возможны на Руси и какие последствия они имели.

- рассказать о соперничестве феодальных кланов.

- развивать умение работать с историческими документами, анализировать и сопоставлять события.

- воспитывать интерес к родной истории.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в 9-12 веках», презентация «Феодальная раздробленность Руси», схемы, таблицы,

Литература: «Хрестоматия по истории России с древнейших времён до конца 18 века», «поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца 19 века» 10 класс,

Ход урока.

Повторение ранее изученного материала.

А) Какую тему мы изучали на предыдущих уроках?

Б) Какие выводы мы сделали на основании изученного материала?

((К 11 веку на Руси сложилось феодальное общество. Всё население разделилось на вотчинников или феодалов, феодально-зависимое население и свободное население)).

В) Назовите феодальные слои населения.

1. князья, 2. Бояре, 3. Удельные князья, 4. Дружинники, 5. Духовенство.

Г) Назовите категории феодально – зависимого населения.

1. рядовичи, 2. Закупы.

3. наймиты. 4. Прощенники.

Д) Давайте вспомним, как шло формирование феодальной зависимой собственности?

Проверять будем в форме тестирования (ДА, НЕТ).

Земледелие на Руси было основным занятием. (ДА)

Большую ценность приобретает земля с работающим на ней населением. (ДА)

К овладению этой ценностью стремились: князья, бояре, дружинники, высшие церковники. (ДА)

Свободная часть населения сдавала полюдье. (НЕТ)

Князь и его вассалы захватывали земли свободных крестьян и превращали их в зависимое население. (ДА)

Такая зависимость называется поземельная. (ДА)

Комплекс земель, населённых людьми, зависимыми от главы государства – назывался феодальная вотчина. (НЕТ)

Земли с которых кормились крестьяне называют кормлением. (НЕТ).

Ключ: 1.да. 2.да, 3. Да.4. нет. 5. Да. 6. Да. 7. Нет. 8. Нет.

Е) Теперь вспомним, как выглядела система государственного управления в Русском государстве в 11 веке.

(Составление таблицы из заготовленных материалов)

Великий князь

Великий князь

Бояре

Бояре

Старшая дружина

Старшая дружина

младшая дружина

младшая дружина

Воеводы, тысяцкие

Воеводы, тысяцкие

Бояре-посадники

Бояре-посадники

Какой вывод на основании этой таблицы мы можем сделать?

Вывод: такая система власти отражала интересы верхушки общества.

Ж) Как передавалась власть в русском государстве? Ответ на этот вопрос мы дадим после анализа документа, а так же найдёте ответы на следующие вопросы: 1. Какое это было событие?, 2. В каком году оно произошло?, 3. Кто был главным действующим лицом? 4. Какие выводы можем сделать о том, как передавалась власть?

Ответ 4. В передаче власти не было чёткого порядка, её могли передавать по старшинству, в ходе захвата или приглашения князя жителями Киева.

Изучение нового материала.

Учитель: Этот вывод поможет нам перейти к изучению новой темы. Прочтите название следующего параграфа.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке:

Мы узнаем об очередной междоусобице на Руси.

Узнаем, кто на этот раз станет главными действующими лицами.

И чем завершилась эта междоусобица.

Мотивация:

Хочу сказать ещё, если раньше в междоусобицах принимали участие только сыновья умершего Киевского князя, то теперь в борьбу за власть вступили и внуки Ярослава Мудрого.

Учитель: Рассказ учителя с использованием презентации.

Со времени этой междоусобицы половцы постоянно вмешивались в борьбу русских князей друг с другом. Впервые орды половцев появились у русских границ 1061 году. Это был многочисленный, беспощадный и коварный враг. Осенью, когда их кони были сыты, начиналась пора набегов.

Дунаев Дмитрий сделает сообщение о половцах.

В прежние времена нашествие таких кочевников поставило бы Русь на грань катастрофы, но Русь пока была единой с хорошей сторожевой системой. Русь и половецкая степь мирно сосуществовали, заключали династические браки.

Но только на Руси начинались междоусобицы, половцы тут, как тут. В конце 11 века умер последний сын Ярослава Мудрого и наступило время его внуков, среди которых не было лидера.

Самостоятельно изучить пункт : «В отсутствие лидера»

Кто мог и претендовал на великокняжеский престол? (Сын ИЗЯСЛАВА СВЯТОПОЛК)

Что это был за человек?

Кто ещё мог занять Киевский престол? (ОЛЕГ и ВЛАДИМИР МОНОМАХ)

Как разделили вотчины Олег и Владимир?

Что в этом деление было неправильным?

Как характеризуют современники Олега?

Какой вывод можем сделать? (Такое положение дел с вотчинами грозило новой междоусобицей)



Теперь эта междоусобица будет вестись между Олегом и Владимиром.

Об Олеге хронисты написали немного, а о Владимире оставили обширные сведения. О детстве Мономаха расскажет Боева Настя.

(Кусочек презентации)

Мономах проиграл только одну битву и то не по своей вине. Где и как это произошло, мы узнаем познакомившись с содержанием документа.

После того как прочтёте документ ответите на вопросы тестов и затем правильные ответы нужно вставить в текст вместо пропусков. Если не допустите ошибок, у вас получится связанный рассказ.

Учитель: Этим моментом воспользовался Олег. Он решил вернуть вотчину своего отца город Чернигов. Олег в союзе с половцами подошёл к городу. Владимир согласился уступить Олегу его родовое гнездо, сам вернулся в Переяславль.

Зачитать стр. 84.

В 1095 году половцы снова пришли на Русь и осадили Переяславль. Мономах сумел нанести удар. Но ему нужна была помощь. Послал он гонцов к братьям в Киев и Чернигов. Святополк прислал помощь, Олег нет.

В 1096 году братья снова ходили в степь. Олег вновь воздержался от похода. Решили Владимир и Святополк наказать его. Отняли Чернигов, а его выселили в Муром. В Муроме княжил сын Мономаха Изяслав, это была его вотчина. Поэтому Олег остался без вотчины. Он затаился и ждал удобного случая, что бы добиться своих прав силой.

В 1096 году две половецкие орды двинулись на Русь. И пока братья бились с ними, Олег направил свои дружины на Муром. В битве с малоопытным князем Изяславом Олег победил. Муромский князь пал в бою. Весть о гибели сына потрясла его, но вместо меча он взялся за перо. Мономах писал Олегу письмо

Зачитать в презентации.

Мономах предлагал положить конец кровопролитию, но Олег и на этот раз отказался. Сыновья Мономаха со своими дружинами в решающей битве разбили дружину Олега. Он клялся на кресте, что выполнит любое указание других князей.

Презентация.

Зачитайте в учебнике, кто прибыл на съезд в Любеч? Стр 85

Презентация Любечский съезд.

Прошло несколько дней после съезда и стало ясно и понятно, что никакими клятвами не унять князей, боровшихся за власть и богатства.



Закрепление изученного материала.

Мы познакомились с очень объёмным материалом, и что бы он лучше отложился нам необходимо повторить и закрепить основные моменты. Мы это сделаем в форме составления кластера.

Время новых усобиц. Изяслав, Святослав, Всеволод. Олег. Печенеги. Половцы. Владимир Мономах. Битва у Триполя. Муром. 1097 год. начало распада Руси.

Дети берут листок крепят к доске, и объясняют, почему они взяли именно этот листок.

Д\З параграф 12. Составить опорный конспект «Участники очередной междоусобицы».

Время

новых усобиц.

Изяслав, Святослав, Всеволод.

Олег.

Печенеги.

Половцы.

Владимир

Мономах.

Битва у Триполя.

Муром.

1097 год.

Начало

распада Руси.

Возникновение феодальной земельной собственности

Земледелие на Руси было основным занятием.



Большую ценность приобретает земля с работающим на ней населением.

К овладению этой ценностью стремились: князья, бояре, дружинники, высшие церковники.

Свободная часть населения сдавала полюдье.

Князь и его вассалы захватывали земли свободных крестьян и превращали их в зависимое население.

Такая зависимость называется поземельная.

Комплекс земель, населённых людьми, зависимыми от главы государства – назывался феодальная вотчина.

Земли с которых кормились крестьяне называют кормлением.

1

2

3

4

5

6

7

8

Возникновение феодальной земельной собственности

Земледелие на Руси было основным занятием.

Большую ценность приобретает земля с работающим на ней населением.

К овладению этой ценностью стремились: князья, бояре, дружинники, высшие церковники.

Свободная часть населения сдавала полюдье.

Князь и его вассалы захватывали земли свободных крестьян и превращали их в зависимое население.

Такая зависимость называется поземельная.

Комплекс земель, населённых людьми, зависимыми от главы государства – назывался феодальная вотчина.

Земли с которых кормились крестьяне называют кормлением.

1

2

3

4

5

6

7

8

Ключ:

1. Да.

2. Да,

3. Да.

4. Нет.

5. Да.

6. Да.

7. Нет.

8. Нет.