Урок Истоки в 7 классе_Смысл воинского служения

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

 

 

Урок предмета «Истоки»

Тема: «Смысл воинского служения»

7 класс

Урок с использованием истоковской технологий, ИКТ 

2010 год

 

Тема урока: «Воинские заповеди и смысл служения воинства».

Цель урока: Увидеть истинный смысл воинского служения в защите своего Отечества.

Задачи:

·                 Показать, что во все времена наряду с уставами для воинского сословия существовали неписанные правили — заповеди, которые очень близки нравственным правилам;

·                 Познакомить с полководческим творчеством А.В.Суворова;

·                 Показать многогранность воинского служения;

·                 Показать, что истинный смысл воинского служения в защите Отечества;

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Форма: беседа, работа в четверках, ресурсный круг.

Оборудование: мультимедийная установка, портрет А.В.Суворова

Ход урока

1.             Организационное начало урока

Включение в деловой ритм. Организация внимания учащихся.

2.             Опрос домашнего задания

Учащиеся рассказываю о примерах уважительного отношения к атрибутам воинства.

3.             Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация

На прошлом уроке мы говорили об ордене, который назвали в честь гениальнейшего русского полководцы и награждали им военачальников и командиров, осуществивших разгром превосходящих сил противника в наступлении. Назовите имя этого полководца.

·                 Ответы учащихся

Совершенно правы те из вас, кто назвал имя Александра Васильевича Суворова.

Творчество Суворова по праву считается наиболее ярким и глубоким выражением самобытной силы русского военного искусства.

На предприятия вроде штурма Измаила или Швейцарского похода можно решаться только тогда, когда львиными сердцами обладают и все подчиненные, до последнего рядового включительно.

В воспитании таких львиных сердец Суворов умел достигать результатов ни с чем не сравнимых, и потому его приемы обучения и воспитания войск и его способы воздействия на войсковые массы в бою представляют не только глубочайший исторический интерес, но сохраняют всю свою чрезвычайную важность и для воспитания нашей армии в настоящее время, так как, если материальная сторона боя благодаря новейшим техническим средствам изменилась до неузнаваемости, то духовная, самая главная сторона военного дела, осталась неизмененною, ибо основана на неизмененных законах духовной жизни человека. Может меняться оружие, а вместе с ним и формы действия, но руки, которые действуют оружием, и сердце, которое приводит эти руки в движение, вечно остаются одними и теми же.

4.             Основной этап урока

·                 Слово учителя

Слайд 1-2

Во все времена для воинства существуют неписанные правила. Все они составляют особую традицию Отечества — воинскую. Уже при жизни Александра Васильевича Суворова самые проницательные современники смогли узреть в его делах и мыслях «Науку побеждать» — на многие века вперед. Впоследствии лучшие военные умы России указали на суворовское наследие как на первоисточник русской национальной военной доктрины. С некоторыми заповедями, выражающими смысл воинского служения, мы сегодня познакомимся и попытаемся их понять.

·      Работа с учебником

Учащиеся знакомятся с воинскими заповедями из «Науки побеждать» генералиссимуса А.В.Суворова и пытаются объяснить, как они их поняли.

·                 Слово учителя

Слайд 3

Определяя, что такое воинское искусство, Суворов в своей «Науке побеждать» говорит:

«Два воинские искусства. Первое, глазомер, как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе, быстрота». Главнейшие воинские заповеди — глазомер, быстрота, натиск.

·                 Глазомер. Данное качество Суворов почитал одним из важнейших, как для своих офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в умении адекватно оценить ситуацию — умение чрезвычайно важное как в бою, так и при принятии решений в бизнесе, поскольку времени на детальное изучение ситуации часто не остается вовсе.

·                 Быстрота. «Одна минута решает исход баталии, — говорил Суворов, — один час – успех компании, один день — судьбы Империи». В сегодняшнем мире, где теории умирают, не успев родиться, Суворовские слова приходятся как нельзя кстати. Суворов сам как человек был чрезвычайно быстр. По воспитаниям современников, он часто не ходил, а бегал, даже когда ему было за 60 лет. Также быстро передвигались и вверенные ему войска, появление которых почти всегда оказывалось для противника полной неожиданностью. За счет чего подобная быстрота достигалась? — С одной стороны, это постоянная тренировка физической выносливости. С другой — тщательное продумывание малейших деталей как на пути, так и в ходе самого боя. Инструкции давались им всегда очень подробно, живо и эмоционально, сопровождаясь репликами типа: «Богатыри, неприятель от нас дрожит!»

·                 Натиск. «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает! Вытяни линию, тотчас атакуй холодным ружьем! Недосуг вытягивать линии — подвиг из закрытого, из тесного места. Коли, пехота, — в штыки! Конница тут и есть. Ущелья на версту нет, картечи через голову — пушки твои! Обыкновенно конница врубается прежде, пехота за ней бежит — только везде строй! Конница должна действовать всюду, как пехота, исключая зыби; там кони на подводах! Казаки везде пролезут. В окончательной победе, конница, гони, руби! Конница займется, пехота не отстает. В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает».

Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства. «Кто любит свое Отечество, — говорил он, — тот подает лучший пример любви к человечеству». Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру:

·                 Мы русские, мы все одолеем.

·                 От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.

·                 Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.

·                 Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.

·                 Покажи на деле, что ты русский!

·                 Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

·                 Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.

Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб

Эта вера удесятеряла его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.

Активное занятие (развивающее)

Ресурсный круг «Воинские заповеди»

1)            Подготовительный этап

Учитель предлагает еще раз вспомнить воинские заповеди.

2)            Основной этап

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему следование воинской традиции дело чести каждого воина?»

3)            Рефлексия

·                 Есть ли взаимосвязь между воинскими заповедями и нравственными правилами?

·                 Какой личный опыт и нравственные качества необходимо приобрести будущему защитнику Отечества?

·          Слово учителя



Суворова также стал предметом всевозможных легенд. Австрийцы говорили о нем как о своего рода талисмане, который можно просто возить и показывать войскам и победа будет обеспечена. И это было правдой. Только одно присутствие Суворова удваивало и утраивало силы его солдат, который бросались на врага с невиданной отвагой. В чем же заключался секрет его личного воздействия? Суворов никогда в жизни не терял присутствия духа. Будучи предельно честен и требователен к себе, и не испытывая угрызений совести, великий полководец не боялся смерти. Отсутствие страха позволяло ему даже в самые критические моменты адекватно оценивать ситуацию и безошибочно находить самое верное, а порою даже единственно возможное решение. Например, в один из критических моментов швейцарского похода Суворов появился среди бегущих солдат, и тут же крикнул им: «Молодцы ребята, заманивай противника, заманивай!». Это высказывание подействовало на них отрезвляюще, — они стали отступать более упорядоченно. Суворов скомандовал «Стой, кругом!» и сам повел их в атаку. Противник был опрокинут и разбит. В самые критические минуты, например, при штурме Измаила и Чертова моста, Суворов первым поднимался в атаку, показывая своим солдатам должный пример. Он был с ними рядом в бою и в походе, ел из одного котла, спал на сене, часто носил простой солдатский мундир. Вставал раньше всех в 2 часа ночи, неизменно обливаясь холодной водой, никогда не одевал теплой шинели, пока в зимнюю форму не переодевался последний солдат.

Конечно та планка, которую поставил себе Суворов, и которую он выдержал, очень высока и не каждому под силу. Но быть вместе с подчиненными, не на словах, а на деле, делить с ними радость и печаль, быть с ними честным и показывать им пример вовлеченности в работу, возможно, каждому, для этого совсем не обязательно иметь гений и силу духа Суворова.

Работа с учебником

Учащиеся читают текст учебника об А.В.Суворове и отвечают на вопрос:

Какова была самая высокая награда для Суворова?

Слово учителя

Слайд 4



Из чего же рождалась эта любовь солдат к своему руководителю?

Прежде всего, это честность. Суворов был предельно честен по отношению к самому себе и к своей профессии.

Простота обращения Суворова, опять же, как с солдатами, так и с офицерами, просто удивительна. К князю Багратиону он обращался «Петра», или «князь Петра», к старому ветерану — «Платоныч». Почти всех своих ветеранов он знал по имени и всегда использовал любую возможность для того, чтобы лично к ним обратиться и подбодрить, вспоминая их заслуги во время прошлых военных компаний. Однако эта простота ни в коем случае не означала фамильярности, Суворов всегда чувствовал тонкую грань между простотой и фамильярностью, и никогда ее не переходил.

Признание заслуг. В умении давать признание отличившимся, Суворову не было равных среди наших военноначальников. «Чудо-богатыри, герои, слава вам!», «Богатыри, неприятель от нас дрожит!», «Хват, орел!», «Спасибо за героя, Платоныч». «Кавалерии русской слава!», «Господа офицеры, какой восторг!». Очень трогателен момент прощания Суворова с солдатами и офицерами перед отставкой и ссылкой в Кончанское. Полководец перечисляет сражения и ордена, которые он за них получил. Затем снимает их, кладет на стол и говорит: «С вами заслужил, вам и оставляю».

Чудачества. Чудачества Суворова делали его образ в глазах солдат более обаятельным и привлекательным, и, если можно так выразиться, более живым и родным. Например, получив за взятие Варшавы чин фельдмаршала, Суворов, радуясь по-детски, прыгал через стулья, каждый раз приговаривая: «этого обошел, этого обошел, этого обошел». Когда Екатерина хотела отблагодарить его за образцовые маневры, проси, мол, чего хочешь, Суворов сказал, что ему ничего не надо, а у нее и так попрошаек много, императрица настаивала, тогда Суворов сдался и попросил 3 рубля с полтиной, дескать, промотался, за квартиру нечем платить. Подобных случаев можно привести великое множество.

Именно Суворов точно и понятно сформулировал истинный смысл воинского служения. Воинское служение многогранно. Каждый несет его на своем месте и выполняет то, к чему он призван Отечеством.

Работа с учебником

Учащиеся читают блоками и комментируют текст учебника о воинском служении рядового, ополченца и офицера.

Задание учащимся

Слайд 5

Объясняют заповеди Суворова успешному командиру:

·          Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.

·          Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

·          Ученье свет, а неученье — тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.

·          Ближайшая к действию цель лучше дальней.

·          Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.

·          Смотри на дело в целом.

·          Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.

Работа с учебником

Слайд 6

Учащиеся читают блоками и комментируют текст учебника о воинском служении полководца.

Задания учащимся:

Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 23. Задание 2

Учащиеся знакомятся с текстом и выделяют характерные особенности почерка А.В. Суворова и М.И.Кутузова.

·                   Активное занятие (развивающее). Работа в четверке «Каждый воин должен знать свой маневр» (Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 24)

Учащимся предлагается прочитать текст и определить, где раскрывается смысл воинского служении солдата, матроса. Офицера и полководца.

1)            Подготовительный этап

Учитель может обратить внимание на название активного занятия «Каждый воин должен знать свой маневр» и спросить учащихся кому принадлежат эти слова. (А.В.Суворов «Наука побеждать»). В ходе беседы учитель подводит учащихся к мысли, что каждый воин несет воинское служение на своем месте и выполняет то, к чему призван Отечеством.

2)            Индивидуальный этап



Время работы — 5 – 7минут.

3)            Работа в четверке

Учащиеся обсуждают варианты выбора, приходят к единому решению, фиксируют результаты в рабочей тетради. Время работы 10 минут.

4)            Обсуждение в классе. Экспертная оценка

Обсуждение ведется в обычном порядке. Учащиеся аргументируют свой выбор.

5.                                                                              Рефлексия

·                                      Почему важно, чтобы «каждый воин знал свой маневр», то есть безупречно владел своим воинским мастерством?

·                                      В чем смысл воинского служения?

·                                      Что нового в воинском служении вы открыли для себя сегодня?

·                                      Какие черты вашего характера помогут вам в дальнейшем прохождении воинской службы?

6.                                                                              Итог

Слайд 7

Я надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром, что вы узнали много нового о воинском служении. На какой бы должности не находился воин, какой бы воинский чин не носил, общим для всех было и остается одно: за их спиной Отечество, отчий край и родной очаг. А бывает, что в руках воинства оказываются и судьбы всего мира.

7.                                                                              Домашнее задание

Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 23.

Запишите свои размышления о том, что является наиболее ценным в «почерке» А.В.Суворова и М.И.Кутузова.

Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 25.

Запишите, в чем вы увидели смысл воинского служения: солдата, офицера, полководца.

Индивидуальное задание: подготовит сообщение о М.И.Кутузове.

©Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»