Урок — исследование по рассказу Т Толстой Соня

Урок литературы в 11 классе. Урок - исследование по рассказу Т. Толстой  «Соня»

«Голубков огонь не берет»

 Словарь понятий: литература с модернистской доминантой, «другая», «жестокая проза. 

Общеобразовательная цель: усвоение понятий «литература с модернистской доминантой», «другая», «жестокая проза», ее существенных признаков; развитие умений и навыков анализа прозаического  произведения : определение темы и идеи, особенности изображения героев, изобразительно- выразительные средства языка  произведения, сюжетно- композиционные особенности текста, определение авторского отношения к изображаемому;

Подготовка к письменному комплексному анализу прозаического текста.

Воспитательная цель: работать над осознанием необходимости соблюдать законы Духовности.

Развивающая цель: работать над умением самостоятельно добывать знания из разных источников. Работать над умением организовать работу в группе, распределять полученную информацию на блоки, готовить компьютерные презентации по определенному содержательному аспекту. 

Оформление: в центре доски — тема  урока.

 Предварительная подготовка: учащиеся читают рассказ Т. Толстой  «Соня».

 Тип  урока: изучение нового материала.

 Вид урока:  урок - исследование.

Ход  урока 

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на  уроке  мы  вновь обратимся к рассказу Т. Толстой  «Соня», прочитанный вами дома, усвоим понятие «литература с модернистской доминантой», усвоим признаки «другой», «жестокой прозы», определим тему и идею, особенности изображения героев, изобразительно- выразительные средства языка, сюжетно- композиционные особенности текста, авторское отношение к изображаемому. Подготовимся к письменному комплексному анализу текста. 

2. Выступления учащихся, подготовленные заранее:

1) Выступление 1 группы  (Выступление сопровождается показом слайда).

Писатель и его время. Слово о  Татьяне   Толстой.

Прозаик, эссеист. Литературная деятельность началась в 1983 году. Широкую известность принесла первая книга «На золотом крыльце сидели…».

Творчество относится  к постмодернизму.

«Другая», «жестокая проза»- характерные черты:

-отказ от учительства, назидательности;

-тема одиночества, взаимонепонимания, душевной изоляции человека;

-акцент на «ненужном при размытости или видимом отсутствии в жизни «должного идеала»

-предельно сгущенная погруженность в быт, в обыденность, принимающая обобщенно- символический характер;

-шоковое, сенсационное воздействие на читателя;

-«магнитофонная», хаотическая форма изложения;

-своеобразное эстетическое диссидентство («словесный артистизм»- пристальное внимание к языку, стилю; интерес к игре слов — отсюда особая сказочность повествования, выражающаяся в неожиданных метафорах).

-сказочное мироощущение предстает в этих рассказах как универсальная модель созидания индивидуальной поэтической утопии, в которой единственно можно жить, спасаясь от одиночества, житейской неустроенности, кошмара коммуналок и т.д. и т.п.)

 

2) Выступление 2 группы

Тема  произведения .

3) Выступление3 группы

Система персонажей.

Средства характеристики героев. ( Выступление сопровождается показом слайда)

 4) Выступление 4 группы 

Сюжетно — композиционные особенности текста. (Выступление сопровождается слайдом).

Сюжет- ход повествования о событиях в художественном  произведении, способ развертывания темы или изложения фабулы.

Фабула- цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их логической причинно- временной последовательности.

Фабула — то, что было на самом деле».  «Сюжет-то, как узнал об этом зритель»)

Композиция- соединение частей или компонентов в целое; структура литературно- художественной формы, соединение частей, но не сами части.

 5) Выступление 5группы.

 Характерные языковые средства текста.

 6) Выступление6группы. (Выступление сопровождается  показом слайда).

 Название  произведения. Авторское отношение к изображаемому.

3. Работа с ключевой фразой рассказа.

— Итак, ребята, мы рассмотрели основные аспекты комплексного анализа текста. Это так называемое физическое тело  произведения. Но любая живая субстанция (а книга -  живая субстанция) – это еще   Дух и Душа.

Душа и Дух данного  произведения …Т. Толстая  утверждает, что в любом ее  произведении  есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает суть Духа, Души данного произведения.

Давайте подумаем, какая это ключевая фраза в рассказе?

«Голубков огонь не берет»

Пристально вдумаемся в данную фразу…

Голубки — это…( на экране появляются слова, которые называют учащиеся: «чистота, любовь, самопожертвование, надежда»..)

Огонь — это…( на экране появляются слова, которые называют учащиеся: «опасность, испытания, время, лишения»…)

Не берет — ( на экране проявляются слова, которые называют учащиеся: «не погашает, не уничтожает, не убивает»…).

 Какова концепция данного произведения, Дух и Душа произведения? (Любовь не убивается временем, истинная красота не уничтожается временем!)

Время — категория…Продолжите…(вечная)

А для человека…(не вечная)

Что остается во времени? (истинное, прекрасное…)

Что нужно, чтобы остаться во времени и пространстве навечно?

(Отдать положительную энергию самопожертвования, любви).

Вечны в пространстве и времени Любовь, Красота Души, Добро…

Еще одна фраза, на мой взгляд, ключевая… ( на экране слайд)

Лев Адольфович: «Если человек мертв, то это надолго, если он глуп, то это навсегда!»

Т.Толстая: «Что же, так оно и есть, время только подтвердило его слова».

Вдумаемся во  фразу, произнесенную Львом Адольфовичем:

-  Что в ней особенного?  ( Она алогична)

- Как логично должна звучать эта фраза? (Если человек глуп, то это надолго, если мертв, то навсегда!)

 Т.Толстая выворачивает эту фразу …Почему? (на экране слайд)

Мертв – надолго — категория временная.

Глуп — навсегда- категория Вечная («Время…подтвердило…»)

С точки зрения Вечности, кто глуп: Соня или компания Ады и Льва? (А.А. и Л.А. Они живут, чтобы творить зло: манипулировать другими людьми, издеваться над ними… Соня  умна, так как творит Добро так же легко и просто, как дышит…)

 И по законам Высшей Справедливости каждому воздается по его Выбору, по его Вере. Докажите это!

(В конце рассказа Ада Адольфовна  парализована, никому не нужна, не любима никем.

Соня прожила счастливую жизнь с осознанием того, что она любимая, спасла своего «Николая» от неминуемой смерти  и ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни).

Найдите в тексте подтверждение  этим мыслям(« Потом она напоила его соком с ложечки, подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и ушла…чтобы больше никогда не вернуться»)

- Итак, определите идею данного  произведения 

  (Учащиеся  из всего сказанного на  уроке  формулирует идею  произведения)         

 (На экране слайд) 

Мы живем в огромном Макрокосме. Мы живем по его законам. Незнание законов не освобождает человека от ответственности за их выполнение.

Любая книга- это Макрокосм с законами Вселенной.

Увидьте их, осознайте,  Ваша книга ждет Вас!

 Все эти мысли могут лечь в основу последнего аспекта вашего будущего письменного анализа — личностная позиция автора работы.

5. Подведение итога.

- Сегодня на  уроке  мы узнали… научились…

(учащиеся проговаривают, что они узнали, чему они научились на  уроке).

 6. Домашнее задание: написать комплексный анализ рассказа Т. Толстой  «Соня».