Урок – игра Счастливый случай

Урок – игра «Счастливый случай»

по теме «Виды химической связи. Строение атома.»

Девиз: « Чтобы победить, надо знать,

уметь, думать.»

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по темам

« Строение атома» и « Виды химической связи» ; подготовить учащихся к контрольной работе.

Оборудование: периодические системы химических элементов

Д. И. Менделеева.

Структура урока.

I.Оргмомент.

Класс разбивается на три команды (по рядам ).

Игра состоит из четырёх геймов. В каждом гейме задаются вопросы, на которые будут отвечать команды. Если не отвечает та, которой задан вопрос, то право ответа переходит к следующей команде. Очки за правильные ответы записываются и подсчитываются самими командами ( обычно не бывает обмана ,т. к. они следят за ответами друг друга ).

II. Ход игры.

Гейм 1. « Дальше дальше…»

В течение 4-5 минут учитель задаёт вопросы командам по очереди

( ответ – очко ).

Вопросы:

Что такое химия ?

Что такое химический элемент ?

Что называется простым веществом?

Что называется сложным веществом?

Что такое свойства вещества?

Что такое химические реакции?

Какую модель строения имеет атом?

Что находится в центре атома и что движется вокруг?

Какие частицы образуют ядро атома?

Каков физический смысл порядкового номера элемента?

Каков физический смысл номера периода для атома?

Каков физический смысл номера группы для атома?

Гейм 2. « Тёмная лошадка».

К доске выходят по одному человеку из команды ( выбирает команда кому идти ).

На откидной части доски записаны формулы веществ: SiO2, N2, Na2S, MgCl2, Ag2O, O3, Cl2, P4, CO, K3N.

Первому выбрать простые вещества, второму – сложные, третьему выбрать из перечисленных веществ любое и вычислить относительную молекулярную массу.



Первому – определить положение в ПСХЭ Д, И, Менделеева элемента № 28.

Второму – изобразить схему строения элемента № 15.

Третьему – определить число протонов, электронов и нейтронов в атоме химического элемента № 9 ( если класс сильный, то каждое из этих заданий даётся каждому участнику у доски 1 — №45, 36; 2 — №9,12; 3 — №12,15; записи на доске должны быть у учащихся в тетради после проверки выполнения ).

Гейм 3. «Домашнее лото».

На столе учителя разложены номерки заданий. А рядом — карточки с заданиями. На каждое задание выходят по три человека ( по одному от команды). Выбирает учитель или члены команд (это учитель оговаривает в каждом случае).

I.

Определите более активный металл:

Na или Al

Mg или Sr

Определите более активный неметалл:

C или O

S или Te

Назовите самый сильный металл и неметалл.

II. Определите вид химической связи в следующем веществе и изобразите схему образования данного вида связи:

Na2O ;

Br2 ;

SiH4.



Гейм 4. « Гонка за лидером».

Задаются по три вопроса командам, начиная с проигрывающей

( если не отвечает эта команда, то вопрос адресуется следующей команде).

Вопросы 1 команде:

Что такое ионная связь?

Что называется протоном?

Как определить заряд ядра атома?

Вопросы 2 команде:

Что такое ковалентная связь?

Что такое нейтрон?

Как определить число электронов на внешнем энергетическом уровне атома?



Вопросы 3 команде:

Что такое ионы?

Что такое электрон?

Как определить число энергетических уровней в атоме элемента?

III. Подведение итогов.

Команды подсчитывают набранные баллы и выбирается победитель.

Самые активные получают оценки, в зависимости от их участия и числа правильных ответов.

Вот мы с вами повторили основной материал по темам « Виды химической связи» и « Строение атома». К следующему уроку вы готовитесь к контрольной работе по данным темам.

Всего вам доброго. Можете быть свободны. До свидания.