Урок- игра по культуре эпохи Возрождения Данилова ГИМХК 10 класс

Урок – игра «Счастливый случай» по теме «Культура эпохи Возрождения»

Для учащихся 10 класса.

Подготовила учитель МХК Еленко Н.А.

Цель урока :развитие художественного кругозора учащихся; обобщение знаний, полученных на уроках МХК.

Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, книги из серии «Великие художники».

Оформление класса: на стенах репродукции картин знаменитых художников эпохи Возрождения; высказывания об искусстве, выбранные участниками игры в качестве эпиграфов.

Учитель: Эпоха Возрождения! Чтобы кратко выразить главную особенность Возрождения, обычно употребляют слово “гуманизм”. Под гуманизмом подразумевали, прежде всего, веру в человека и его огромные возможности, во всемогущество знания. Недаром первая гуманистическая школа, открывшаяся в 1425 году в Мантуе, называлась “Дом радости”. Основатель ее Витторино да Фельтре стремился придать учению характер удовольствия. У них можно прочитать: “что достойней человека, чем выделиться среди остальных? Выделится дает ученость”. Главными ценностями этого времени стали – Интеллект, Гармония, Мощь, нашедшие свое воплощение в искусстве.

Так что же такое Возрождение?

Приоткрыть завесу над этой эпохой мы и попытаемся сегодня!

Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в античность”. И если гуманисты одевали античные одежды, придавая своей жизни некую карнавальность, то мы сегодня, играя в Возрождение, облачились в костюмы этой эпохи.

Ведущий напоминает правила игры, знакомит с членами жюри (обучающиеся 11А класса) и представляет команды “Флоренция ” и “Римская империя ”.

Игра разбита на 4 гейма.

1 гейм «Ты — мне, я — тебе»Команды задают друг другу по три вопроса. Вопросы подготовлены заранее.

2 гейм «Заморочки из мешочка»На выбор команды предоставлены 6 вопросов, номера которых они выбирают сами. Один из вопросов — счастливый случай (это дополнительные очки).

3 гейм «Темная лошадка»«Темной лошадкой» может выступить один из учащихся как художник XVII века. Он заранее готовит три вопроса по творчеству этого художника. Прежде чем появится «Темная лошадка» ведущий задает наводящие вопросы командам, чтобы играющие сами угадали этого человека.

4 гейм «Гонка за лидером»В течение одной минуты каждая команда должна ответить на как можно большее количество вопросов.

Между геймами проводятся конкурсы: «Мозаика» (конкурс капитанов), «Стихотворчество», «Немая сцена».

В конце игры подводятся итоги, и объявляется победитель.

«Презентация»

Учитель:Откроет нашу игру I этап «Презентация». Сейчас каждая из команд представит себя.Выступление команд.Учитель: Этот конкурс оценивается по 5-ти бальной системе (он может и не оцениваться

1 гейм «Ты — мне, я — тебе»

(Подготовлен самими командами)

Примерные вопросы.

О ком говорится: Уже в детстве его отличала исключительная любознательность: он увлекался геологией и ботаникой, наблюдал за игрой солнечного света и тени, за полётом птиц, движением воды.Усердно изучал латинский язык, в юности получил основательную математическую подготовку.Занимался поэзией, пением и музыкой. Играл на скрипке и арфе, был искусным собеседником.Много занимался физическими упражнениями, превосхожно ездил верхом, плавал и сражался на шпагах. (Леонардо да Винчи)

Как по-другому называется статуя «Пьета» Микеланжело? (Оплакивание Христа)

Как по-другому называли современники статую Давида Микеланджело? (Флорентийский гигант)

О чём эти строки Микеланджело:

От напряженья вылез зоб на шее,

Живот подполз вплотную к подбородку,

Задралась к небу борода. Затылок

Прилип к спине, а на лицо от кисти

За каплей капля краски сверху лбются

И в пёструю его палитру превращают.

(Так Микеланджело описывает свою работу по росписи потолка Сикстинской капеллы.)

Как называется фреска Рафаэля, на которой можно увидеть более 50 фигур идеальных людей: Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора, Евклида, Диогена и многих других философов и учёных античности? («Афинская школа»)

Кто изображён рядом с Сикстинской мадонной?

(Святой Сикст и Святая Варвара)

2 гейм «Заморочки из мешочка»

Команды по очереди вытаскивают фишки с номерами вопросов.

№ 1

Каждая улица Флоренции – мир искусства. “Ее стены, – сообщает историк того времени, – это сосуд, содержащий роскошный цветок человеческого гения, этот город – драгоценный алмаз в диадеме, которою украсил землю итальянский народ”. Камни Флоренции хранят эхо шагов великих граждан мира, что проходили здесь века назад.

Перед вами знаменитый собор, о котором Микеланджело сказал: “Трудно сделать также хорошо, невозможно сделать лучше”.

Вопрос: как называется этот собор? И с именами каких величайших художников он связан?

В качестве музыкального сопровождения звучит музыка Каваццони “Кредо”.

ОТВЕТ: Собор Санта-Мария дель Фьоре – символ величия Флоренции.

Джотто спроектировал кампаниллу. После его смерти в 1337 году его ученики Таддео Гадди и Андреа Пизано продолжили строительство кампаниллы, а завершил все сооружение в 1357 году зодчий Франческо Таленти.

Донателло сделал “жертвоприношение Исаака” для компаниллы и пять мраморных статуй пророков.

В 1436 году Брунеллески завершил гигантскую работу – купол собора.

Вазари через 100 лет: “Можно с уверенностью сказать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который заставил бы их соперничать с самим небом”.

№2

Возникнув как синтез античности и средневековья, искусство эпохи Возрождения являло богов в образе прекрасных людей. Божественный человек – идеал человека Возрождения. Мадонна с младенцем на руках – вечная и неисчерпаемая тема.

На фоне “Ave Maria” Жоскена Депре видеоряд репродукций с изображением Мадонны художников Джорджоне, Перуджино, Боттичелли, Липпи, Рафаэля.

Вопрос: как вы думаете, какой картине и какого художника посвящены строки итальянского поэта Джамбатисты Марино:

Где ангелу земному краски взятьЧтоб красоту прославить неземную.Он должен был, покинув мастерскуюНа небе – в царстве божьем побывать.Он сделал взор божественный открытым.Зарю и млечность звездного путиСоединил и подарил ланитам.Помог лучу улыбки расцвести.И навсегда пребудет знаменитым, Дерзнув на землю рай перенести.

Одна из старинных легенд утверждает, что прекрасный, неземной образ пришел к художнику во сне, во время сонной грезы.

ОТВЕТ: Рафаэль “Сикстинская Мадонна”. Написана в 1515 году – алтарный образ в церкви Святого Сикста в г. Пьяченце. В 1754 году картина куплена для Дрезденской галереи.

№3 «Счастливый случай» сладкий приз.

№4 Всю жизнь они своим искусством утверждали веру в беспредельные возможности человека. Они создали свой собственный мир образов, поражающий титанической мощью. Наиболее ярко этот мир предстает в этих творениях. Смотрим и слушаем…

На фоне музыки Бетховена демонстрация видеофрагмент росписи свода “Сикстинской капеллы” Микеланджело.

Вопрос: назовите произведения искусства и их авторов.

ОТВЕТ: Бетховен, Симфония № 5. Скерцо – средний раздел.

Микеланджело, роспись свода “Сикстинской капеллы”.

Искусство этих художников воспевает героическое начало в человеке, тему героического выбора, подвига во имя родины и свободы, тему противоборства судьбе.

Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор и поэт. Четыре с половиной года расписывал потолок капеллы 600 кв. метров.

Я словно б мертв, но миру в утешеньеЯ тысячами душ живу в сердцахВсех любящих, и, значит, я не прахИ смертное меня не тронет тленье.

Умер в феврале 1564 года. Пожелал, чтобы его схоронили во Флоренции, куда он жаждал “вернуться хотя бы мертвым”. Похоронен в церкви Санта Кроче.

№5





На рубеже XVI – XVII веков произошло событие, которое оказало огромное влияние на всю последующую музыкальную культуру.

Вопрос: что же это за событие? А поможет вам в этом музыка.

Звучит в записи “Плач нимф” из оперы Якопо Пери “Эвридика”.

ОТВЕТ: 6 октября 1600 года во Флоренции состоялась премьера оперы “Эвридика”. Это первый из сохранившихся до наших дней образец оперного жанра. Композитор Якоп Пери, либреттист Оттавио Ринуччини. Премьера была по случаю свадьбы Марии Медичи, представительницы правящего флорентийского рода, и Генриха IV короля Франции. Главную партию пел автор Я.Пери. В первом исполнении принял участие пятиголосный мадригальный хор и струнный ансамбль (клавесин, лира, басовая лютня и гитара) с солирующими флейтами.

В основе сюжета миф об Орфее. В музыке оперы преобладал речитативный стиль. В том же 1600 году на тоже либретто написал оперу “Эвридика” Джулио Каччини. Она была впервые поставлена в 1602 году также во Флоренции. Вокальный стиль Каччини отличался большей певучестью и колоратурами.

№6

Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи — художник, ученый, мыслитель. В своих картинах он впервые применил собственный прием в живописи, получивший название «сфумато». Выберите и укажите правильное определение сфумато:

а) приведение человеческого тела в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции;

б) смягчение очертаний предметов с помощью воссоздания световоздушной среды;

в) четкое геометрическое построение фигур как бы вписанных в треугольник;

г) прием в живописи, при котором черты индивидуального сочетаются с обобщением

№7

Высшим достижением искусства Леонардо да Винчи является огромная фреска «Тайная вечеря», выполненная на всю стену трапезной монастыря в Милане. Однако это произведение дошло до нас в сильно поврежденном виде из-за нижеперечисленных причин:

а) особенностей примененной Леонардо да Винчи техники письма фрески (смешение темперы и масла);

б) устройство в XVIII веке бонапартистами в трапезной конюшни, а затем тюрьмы;

в) попадание бомбы в трапезную в период второй мировой войны.

Попытайтесь определить основную причину плохой сохранности фрески.

№8 «Счастливый случай» дополнительный балл.

Конкурс капитанов «Мозаика».

Учитель:И вот мы вспомнили основные понятия и имена по теме «Искусство эпохи Возрождения», а сейчас нам придется вспомнить шедевры эпохи Возрождения. Капитанам предстоит собрать по кусочкам репродукцию картины великого мастера, назвать ее и автора и дать краткий анализ картины.(Капитаны команд выбирают конверты с разрезанными репродукциями картин (Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Мадонна Коннестабиле» ) и вскрывают их только по команде учителя)Время ограничено — только 1 минута. Жюри оценивает быстроту, логику анализа картины и точность в определении автора и названия картины.Выступление капитанов.

3 гейм «Темная лошадка»

О ком идёт речь?

Ведущий преподаватель.

Более пяти столетий (1483-1520) его имя окружено ореолом поклонения и восхищения.

Свои творческие искания он воплотил в совершенных образах Мадонны, в монументальных фресках, алтарных картинах и реалистических портретах. Его справедливо называют «певцом женской красоты».

Им написано более 20 Мадонн.

Его талант удивительно разносторонен.

Он был не только живописцем, занимался архитектурой и декоративно – прикладным искусством.

Весь Рим оплакивал этого художника. Его похоронили с почестями в Пантеоне «храме всех богов».

Кто он?

Ответ: Рафаэль Санти.

Появляется ученик, представляющий Рафаэля и задаёт свои вопросы. Какая команда первой готова ответить, поднимает руку.

Одна из моих фресок Ватиканского дворца посвящена философии. На ней представлены более 50 фигур философов и мудрецов. Тем не менее она не кажется перегруженной. Что это за фреска?

Ответ: «Афинская школа».

Моя излюбленная тема – женские образы. Одна из моих Мадонн изображена на фоне пейзажа.и вписана в форму тондо (круг).При этом я соблюдал законы перспективной живописи, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира. Назовите эту картину.

Ответ: «мадонна Коннестабиле».

Я не успел закончить своё последнее творение. Но и незаконченное оно поразило окружающих, стоя у моего изголовья в день моих похорон. Это чудо, свершившееся на земле, а не на небесах. Через 2 года мои ученики завершили картину. Как она называлась?

Ответ : «Преображение»

4 гейм «Гонка за лидером»

Вопросы для первой команды:

1. Колыбель итальянского Возрождения Флоренция.

2. Эпоха Возрождения пришла на смену Средневековью

3. Стать кардиналом Рафаэлю помешала — преждевременная смерть.

4. Главная тема произведений искусства Возрождения гармонично развитый человек.

5. Символ Флоренции – собор Санта Мария дель Фьоре.

6. Любимая тема художника Боттичелли сюжеты Священного писания.

7. Раннее Возрождение, по-другому Кватроченто

8. Секрет Джоконды таится в улыбке

9. Роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело согласился делать по настоянию Папы Римского.

10. Алтарная стена Сикстинской капеллы украшена фреской «Страшный суд».

11. Певец женской красоты Рафаэль.

12. Символ жертвенной любви во имя спасения человечества картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».

13. Рафаэль похоронен в Пантеоне.

14. Крупнейший драматург Возрождения , создатель трагедии «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир

Вопросы для второй команды:

В эпоху Возрождения возникли новые музыкальные жанры: оратория и опера.

2. Многие рукописи Леонардо да Винчи читаются с помощью зеркала

В чертах лица Джоконды некоторые видят черты самого Леонардо да Винчи

Последняя картина Рафаэля «Преображение господне»

5. Мадонна Коннестабиле изображена в кругу.

6. Последнее архитектурное строение Микеланджело – купол собора Святого Петра в Риме.

7. Статуя «Давид» имеет высоту 5,5метра

8. Центр культуры золотого века Возрождения Рим

9. Главное завоевание эпохи Возрождения интерес к человеку.

10. Назовите по- другому: ПРОТОРЕНЕССАНС Предвозрождение

11. Кватроченто – анализ, чинквеченто – итог.

12. Основоположник искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи

13.Площадь свода Сикстинской капеллы 600 квадратных метров.

14. В центре фрески «Страшный суд» находится фигура Христа

Конкурс застывших картин «Немая сцена»

Выступление команд, которые должны изобразить любую известную картину эпохи Возрождения.Учитель: Наша игра подошла к концу. Жюри мы просим огласить результаты.

Объявляются лучшие игроки команд, они получают призы.

Учитель: Когда говорят: «искусство Возрождения, вспоминаются лица. Лица крупным планом, высветленные, отчеканенные с четкостью медали, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные. Это была эпоха бурного творческого подъема, жаждующая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености».Сегодня мы вспомнили имена великих мастеров эпохи Возрождения, их шедевры, а также обобщили полученные знания по теме «Искусство эпохи Возрождения».