урок Глобальные проблемы

Тема: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели урока: познакомиться с глобальными проблемами человечества в 21 веке.

Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.

Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

Воспитательные: обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем..

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, проблемное задание.

Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютеры

ХОД УРОКА

Оргмомент

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя: (В руках учителя глобус).

- Ребята, что я держу в руках? ( Дети отвечают). Правильно, глобус. Все мы, и россияне, и французы, и африканцы живем на одной планете и поэтому те проблемы, которые происходят на ней касаются всех, а не кого-то по отдельности. Вот о таких,касающихся всего человечества проблемах, мы сегодня и поговорим…Итак, тема нашего урока – « Глобальные проблемы человечества».

Эпиграф на доске:

Цивилизация на нашей планете

до сих пор жива благодаря тому,

что люди, становясь сильнее,

в конечном счете, умели становиться и мудрее.

А. Назаретян

Учитель. В наши дни все чаще и чаще приходится слышать о грядущем конце света. В последний раз мы ждали его 21 декабря 2012 года. Пережили, а что же дальше ?! Будет ли наша планета и жизнь на ней существовать как прежде или же крах неизбежен? В конце урока вам предстоит ответить на мой вопрос (записан на доске):

Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?

Учитель: Что же такое глобальные проблемы?

Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие «глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – «шар”).

Как вы думаете почему? Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях: Причины появления глобальных проблем: глобализация мира; огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.





Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).

Учитель. В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем, но мы попробуем их сгруппировать.

В ходе беседы о глобальных проблемах вы попытайтесь заполнить данную таблицу. ( Дети заполняют таблицу в течении урока)

Классификация глобальных проблем:

Экологические

экономические

социальные

политические

духовные

А теперь вы будете работать с компьютером и интернетом. Каждый из вас сейчас получит задание подготовить небольшое выступление о той или иной глобальной проблеме и рассказать о ней или даже показать.

1.»Озоновая дыра”.

2.Истребление лесов.

3.»Парниковый” эффект (глобальное потепление).

4.Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

5.Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

6.Освоение космоса и мирового океана.

7.Продовольственная проблема.

8.Полюса развития: «С-Ю”.

9.Проблема пределов экономического роста.

10.Истощение ресурсов.

11.Экономический глобализм.

12.Демографическая проблема.

13.Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония…).

14.Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

15.Этнические, конфессиональные конфликты.

16.Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

17.Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный). Деградация «массовой культуры”, девальвация моральных и нравственных ценностей.

18.Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

19.Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

20.Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

( Детям дается 5-7 мин на поиск нужной информации, далее слушаем их небольшие выступления о глобальных проблемах и по ходу урока заполняем таблицу)

Закрепление нового материала.

Учитель: вот мы и познакомились с глобальными проблемами человечества…А теперь посмотрим на доску и попытаемся ответить на мой вопрос . Так действительно ли неизбежен крах человеческой цивилизации?

( Ребята высказывают свои точки зрения, диспутируют)

Учащиеся подводятся к выводу.

Вывод: Только всем миром можно и нужно начать решать уже накопившиеся глобальные проблемы!