Урок Франция XVIIIвеке Причины и начало Великой Французской революции

Открытый урок по истории для 7-го класса

« Франция в XVIII веке. Причины и начало Великой французской революции 1789-1794гг.«

Класс: 7.

Тип: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы проведения урока: проблемный, частично-поисковый.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Цели урока:

выяснить основные причины Великой французской революции, задачи, характер революции;

изучить события, связанные с началом революции;

совершенствовать навыки работы с историческими источниками;

развивать умение анализировать материал, делать логические выводы.

устанавливать причинно-следственные связи

Материалы и оборудование: Учебник под редакцией А.Я.Юдовской для 7 класса мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

 Вопрос к классу: Что означает понятие «Революция»?»; Парламент «?»; Генеральные штаты «?»; Конституция «?»

Индивидуальный опрос: В какой стране в XVII веке произошла революция, годы, основные этапы.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.

Слайд 1, приложение.

Работа с тетрадью (темаисло)

Актуализация знаний.

Тема нашего урока «Франция в XVIII веке. Начало Великой Французской революции 1789-1794 гг.» Великая французская революция является одним из ключевых событий в истории XVIII века, во многом предопределившим ход развития человечества. Уничтожение старых порядков, разрушение абсолютизма, создание условий для развития капиталистического хозяйства, начало формирования правового государства и гражданского общества — вот далеко не полный перечень того, что привнесло с собой это событие.

Слайд 2, приложение Конкретизация задач урока учениками.

Работа с тетрадью ( проблемный вопрос)

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на проблемный вопрос:

1.Как возникла революция случайно или в результате противоречий сложившихся в обществе?

2.Изучить события, послужившие началом революции

3.Выяснить причины революции

4.Сформулировать задачи революции

 IV.Этап усвоения новых знаний.

Слайд 3, приложение.

Новый материал.

В XVIII веке во главе французского королевства находилась династия Бурбонов — древнейший французский королевский род. Франция являлась абсолютной монархией.

Слайд 4, приложение.

Еще при Людовиге XIV был построен дворцовый комплекс Версаль, куда переехал королевский двор.

Слайд 5, приложение.

Как и в Средневековье, монархия охраняла разделение общества на три сословия: первое – духовенство, второе- дворянство, третье — все остальные слои населения. Первое и второе сословия считались привеллигерованными — они не платили налогов и владели землей. Вместе они составляли 4% населения страны. Самая нелегкая судьба приходилась на долю третьего сословия , не имевшего привилегий.

Слайд 6, приложение.

В 1715 году умер Людовиг XIV, на тот момент его наследнику, будущему королю Людовигу XV было всего 5 лет. Соответственно до1723 года правил регент герцог Орлеанский. Когда юный король достиг совершеннолетия своей правой рукой он сделал кардинала Флери. Кардинал был миролюбивым политиком , но за время правления ему не удалось избежать войн. Таким образом, Франция в это время, вела две войны : с Англией за колониальные владения и континентальную войну получившую название «За Австрийское наследство».

Как вы понимаете, война несет за собой новые финансовые трудности.

Слайд 7приложение

С 1774 года на престол вступает Людовиг XVI. (записать в тетрадь) По ряду описаний своеобразный человек — добрый, симпатичный, честный, однако мягкий , что для правителя не было лучшей чертой. При нем принимались законы и тут же отменялись. Власть теряла запас авторитета. Решения часто принимались его женой , дочкой Австрийского императора Марией Антуанеттой .

Слайд 8, приложение

Ряд крупных экономических реформ проводились под руководством выдающегося финансиста Тюрго.

Однако во Франции в то время случились неурожайные годы. Это привело к отстранению Тюрго от власти. Несколько лет подряд была сильная засуха , урожай погиб на полях, это привело к голоду, что коснулось всего населения . Королевская казна была пуста. Людовигу XVI срочно нужны были деньги.

Слайд 9приложение

Задание : Выписать новые понятия из презентации

Король принимает экстренное решение . созвать Генеральные штаты ,чтобы утвердить новые налоги с населения

Генеральные штаты — высшее сословно-представительное учреждение Франции.

5 мая 1789 года открывается заседание Генеральных штатов в Версальском дворце.

Генеральные штаты включали в себя представителей дворян 270 человек, духовенства 291 человек, третье сословие 557 человек. Число депутатов первого и второго сословия приравнено к количеству депутатов третьего сословия. Происходили постоянные споры между сословиями.

Слайд 10, приложение

17 июня 1789 года (записать) депутаты третьего сословия отделяются и объявляют себя представителями всей нации — Национальным собранием.

Национальное собрание — первое учредительное собрание французского народа, организованное депутатами французских Генеральных штатов.

Национальное собрание было поддержано той частью дворян , которые стремились к новым прогрессивным реформам.

9 июля Национальное Собрание объявило себя высшей властью в стране — Учредительным Собранием, которое должно решить ,как будет дальше складываться судьба Франции. Это событие считается началом Великой Французской революции.

Проверка какие новые понятия выписали ( Национальное собрание, Учредительное собрание).

V.Этап выявления причин революции

Слайд 11, приложение

Что же послужило причиной к началу революции?

Нужно отметить , что причин было несколько. Давайте рассмотрим что происходило в промышленности и торговле.

Откройте учебник стр.228.

Задание : Прочтите текст «Подъем в промышленности. Торговля », Найдите в нем характеристику как развивалась промышленность и торговля ?

Заслушиваются ответы учащихся:

В стране наблюдался подъем промышленного производства, увеличилось число мануфактур, королевская власть поощряла строительство крупных мануфактур. Торговля развивалась. Франция имела торговый флот, вела международную торговлю. В стране развивались капиталистические отношения.

Но еще сохранялся и мешал развитию старый порядок.

Учащимся предлагаются отрывки из документов и задание:

Подчеркнуть в тексте повинности которые, были препятствием для развития новых капиталистических отношений.

1.Из работы А.Рамбо «История Французской революции»





«Дворяне пользовались правами господ: всякий раз, когда земля переходила от одного владельца к другому, уплачивался особый налог, достигавший обычно шестой части продажной цены участка. Затем господину платился ценз — постоянная ежегодная рента.

К этому надо добавить господски й оброк, который в некоторых случаях удваивал ценз; барщину, отнимавшую у земледельца 52 дня в году; дорожные пошлины на мостах, дорогах, рынках; помещичьи монополии, обязывавшие мелких собственников за особую плату пользоваться виноградными прессами, мельницами и печами, устроенными господином; право господина иметь голубятни, что отдавало в жертву голубям крестьянские посевы.

Это были лишь обычные повинности, но существовало немало и других…»

2.Из письма Д.И.Фонвизина графу П.И.Панину о положении во Франции

«Налоги, частые и тяжкие, служат одному обогащению ненасытных начальников; никто не смеет слова молвить против сих угнетений. Франция вся на откупу. Невозможно выехать на несколько шагов от Парижа, чтоб, воротясь, не быть остановленным таможней. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит».

Учащиеся предлагают свои варианты социально-экономических причин революции во Франции, учитель корректирует их. В ходе беседы уточняются моменты:

Слайд 12, приложение

I.Социально-экономические причины революции.

Противоречие между развитием капитализма и препятствиями на его пути в виде:

Высоких налогов

Феодальных повинностей

Цеховых порядков

Внутренних пошлин

Монополии на производство и продажу продукции

II.Но причины были и социально-политического характера

Короли на протяжении XVIII века старались потихоньку поддерживать представителей третьего сословия – буржуазию. Это было хорошо для городских жителей, однако в свою очередь затрагивало интересы дворянства. Дворяне были не довольны, они постоянно жаловались королю. Король оказался как бы между двух огней. Если он принимал закон нужный для буржуазии это вызывало недовольство дворянства, с другой стороны сделав что-то нужное дворянам , он усиливал либеральную оппозицию в городах.

Таким образом , королевская власть ,была невыгодно представлена перед обоими сословиями, вне зависимости ,что она на самом деле делала.

Слайд 13, приложение

Кризис абсолютной монархии.

Сословный строй и сословные привилегии.

Задание. Какие задачи должна была решить начинающаяся революция?

Проанализируем отрывки из документа: наказы депутатам

Поставьте букву в конце предложения (записать на доске)

Л ( Ликвидация феодальных порядков… )

У (Утверждение нового порядка…)

«Из наказов купечества города Труа депутатам Генеральных штатов»

Чтобы был запрещён ввоз иностранных товаров, за исключением тех, которые являются сырьём и не производятся во Франции…

Чтобы все таможни были отодвинуты к границам, чтобы были отменены все сборы за провоз товаров и другие платежи без всякого исключения…

Чтобы всякие привилегии на исключительное право торговли были уничтожены…

Чтобы свобода граждан впредь не нарушалась вследствие злоупотребления королевскими указами об аресте.

Чтобы министры были ответственны перед нацией, представленной в Генеральных штатах…

Чтобы ни один налог не мог быть установлен без согласия нации.

Чтобы была введена поземельная подать, являющаяся самым справедливым налогом.

Чтобы все без исключения церковные и дворянские владения облагались налогом в том же размере, как земли непривилегированных

Чтобы была дарована свобода печати – это глас народа

Ученики формулируют задачи революции.

Учитель предлагает сверить варианты .

Слайд 14, приложениеУничтожение препятствий на пути капитализма в виде феодальных порядков:

Абсолютизма

Сословного строя

Внутренних таможенных пошли

Феодального землевладения

Феодальных повинностей

Утверждение нового порядка:

Участие народа в управлении государством

Равенство перед законом

Демократические свободы

Равенство в налогообложении

В июле 1789 года кризис французской монархии достиг своего апогея. Королевская власть предприняла попытку уничтожить Учредительное собрание — революционный орган. Однако попытка была неудачной. Более того она привела к тому, что враги короля активизировались. В стране вспыхнули антимонархические настроения.

Слайд 15,  приложениеБолее того 14 июля толпы парижан захватили знаменитую тюрьму Бастилию. Сообщение о взятии Бастилии (заранее подготовленное учеником)

Бастилия – одна из самых знаменитых тюрем в мире, зловещая темница, от упоминания о которой веками дрожали в страхе и ужасе жители Парижа. Первый камень в ее стены был заложен в 1370 году, в царствование короля Карла V. Закончено строительство, которым руководил судья Юг Обрио и в котором в обязательном порядке участвовали практически все жители Парижа, было в 1382 году. Парадоксально, но факт: Юг Обрио вскоре и стал ее первым заключенным.

Слайд 16,  приложениеКак брали Бастилию (заранее подготовленное сообщение)

Во время восстания в Париже в 1789 году у стен Бастилии 14 июля около 9 часов утра собралась толпа парижан, намеревавшихся захватить находившееся в ней оружие. После полудня восставшие пошли на штурм. Толпа, ворвавшаяся в крепость, не пощадила никого . Коменданта растерзали по дороге к Ратуше. А освобожденных узников с триумфом пронесли на руках по улицам Парижа.

Слайд 17,  приложение

Когда Людовику XVI сообщили о взятии Бастилии, он воскликнул: «Но ведь это бунт!» На что ему возразили: «Нет, государь. Это революция!»Власть перешла в руки Учредительного собрания, которое опирается на силу вооруженного народа.

Казалось бы революционные события должны быть остановлены , ведь между королем и собранием установился мир.

Мало кто в тот момент полагал, чем это все может закончиться. Ведь это было всего лишь начало пути.

Ситуация во Франции становилась все более и более острой. По стране прокатился ряд крестьянских выступлений. Крестьяне отказывались выполнять сеньоральные повинности. Они брали оружие в руки и шли громить поместья своих феодалов. Революционное Учредительное собрание должно было пойти на встречу крестьянам.

Слайд 18, приложение

В августе месяце оно предприняло ряд декретов по которым отменялись большинство сеньоральных повинностей. Так ,та часть французского общества, которая поддерживала корону, в одночасье лишилась своих основных денежных доходов.

Слайд 20 приложение

26 августа Учредительное собрание приняло знаменитый документ «Декларацию прав человека и гражданина» (записать в тетрадь)фактически введение к Конституции.Следующие события революции мы рассмотрим на другом уроке. А сейчас давайте подведем итоги.

VI. Этап закрепления новых знаний и подведение итогов урока.Давайте обратимся к вопросу, который звучал в начале урока.

Как возникла революция случайно или в результате противоречий?Приведите не менее двух аргументов. Заслушивается ответ.Выполнить Тест1. Когда началась революция

А) 14 июля 1789 годаБ) 5 мая 1789 годаВ) 9 июля 1789 года

2.Какое из перечисленных событий является началом Великой французской революции

А) Взятие БастилииБ) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным собраниемВ) Провозглашение Учредительного собрания.

3. Какие задачи решала революция

А) Ликвидация феодальных порядковБ) Взятие БастилииВ) Утверждение абсолютизма

VII. Этап информации о домашнем задании.

Слайд 22приложение

Домашнее задание :Параграф 25 ,стр. 238, вопрос №2,составить рассказ « Жизнь французского крестьянина» (письменно в тетрадь)