Урок- экскурсия Героический путь 28-й Легендарной

Урок- экскурсия на тему «Героический путь 28 – ой Легендарной».Цель: используя документы и дополнительный материал, познакомить учащихся с с легендарной 28-ой армией; показать героизм защитников родного края; воспитывать чувство гордости за свой народ, за славные страницы истории; уметь рассказывать исторические факты.

Оборудование: песни о войне; карта военных действий; иллюстрации.

Ход урока:1. Организационный момент;2. Слово учителя:Сегодня мы вспомним героические страницы нашей истории. А именно , самую страшную войну в жизни человечества, нашей Родины- Великую Отечественную. Этот год знаменателен для нашей Астрахани – 70 лет формирования Легендарной 28-ой Армии. Благодаря мужеству воинов, враг не попал в наш город. Все это стоило немалых усилий.

История формирования армии идет с начала Великой Отечественной войны. Бойцы защищали пограничные рубежи, обороняли Смоленск. Но, как мы помним, начало войны для нашей армии было тяжелым,28-я потерпела сокрушительное поражение и была расформирована. Но уже осенью 1941 года вновь была создана и защищала Московское направление. Уже весной 1942 года после Харьковского направления была включена в состав Сталинградского военного округа и Сталинградского фронта. По приказу Ставки 31 августа 1942 года под командованием генерал- лейтенанта В.Ф. Герасименко передислоцировалась в город Астрахань.

Какие военные формирования входили в состав 28-й армии?(сообщ. Уч-ся)

Штурмовая авиадивизия; гвардейские части; железнодорожная бригада; дивизионный батальон ПВО; Каспийская военная флотилия; стрелковая бригада; танковый батальон; минометный полк( «Катюши»); авиадесантники ( составляли сердцевину армии).; кавалерийский батальон; рота связи; артдивизион.

Ребята, как вы считаете, почему так много входило формирований в 28-ю армию? ( летом 1942 гитлеровская Германия, опираясь на экономические и людские ресурсы покоренной Европы, стремилась осуществить то, что ей не удалось в 1941 г.- разбить Красную Армию и победоносно завершить войну против СССР. Поэтому командование разработало план- в ходе летнего наступления главный удар нанести на юге, овладеть Кавказом, выйти к Волге, захватить Сталинград и Астрахань, и тем самым решить исход войны в свою пользу)

Опасность Сталинграду нарастала. Советское командование приказало прикрыть Астраханское направление. Уже 9 августа в Элисту прибыли артдивизион; рота танков; стрелковый батальон; кавалерийский эскадрон; рота связи. Немецкие войска начали наступление, бои шли ожесточенные. С 12 августа по 1 сентября отряды пехоты в тяжелейших погодных условиях сдерживали врага. Врага уничтожали и с воздуха , и с артиллерии, и с танков.

Какие трудности пришлось пережить «царице войны»- пехоте? (Сложные полевые условия, пыльные бури, нехватка воды, открытая местность)

Активные действия защитников изменили планы гитлеровцев. Собрав все силы, захватчики надеялись со стороны калмыцких степей за 34 часа взять Астрахань. Но не сбылись коварные планы!Стойкость и героизм проявили участники28-ой армии. (сообщ. Уч-ся)(отряд гвардии капитана А.И. Овчинникова отбил за день несколько атак; батальон полковника Н.Е. Цыганкова не дал вклиниться противнику в нашу оборону)

В результате стойкой обороны противник терпел поражение. Осенью Гитлер приостановил наступление и передвинул дату победы над СССР на 1943 год. Но впереди его ждал крах – Сталинград! В декабре защитники Астраханского направления освободили Элисту, противник был разгромлен. Родина ждала от воинов новых подвигов.

Где же еще сражалась 28-я армия? (сообщ. Уч-ся)

(Армия освобождала Донбасс; Херсон; Восточную Пруссию; участвовала в Берлинской операции. Боевые действия закончила в Чехословакии. В пражской стратегической операции во взаимодействии с 52 армией нанесла удар в направление Праги с северо-востока, где приняла капитуляцию части окруженной крупной группировки войск противника).

Представители разных городов, сел, деревень участвовали в боях 28-армии. Я предложила найти вам материал и рассказать об астраханцах— участниках 28- Легендарной (сообщ. Уч-ся)

3. Итог урока, заключение: Спасибо за активное участие. В коридоре на нашем этаже есть стенды, посвященные сегодняшней теме. Мне бы хотелось, чтобы вы подошли и прочитали, возможно, не все сегодня на уроке мы с вами рассмотрели. А ко Дню Победы отправимся на экскурсию в Музей Боевой Славы, где есть специальные залы, рассказывающие о 28-армии.Пройдут многие годы, но новые поколения не перестанут восхищаться подвигом мужественных людей.