Урок для 8 класса Типы химический реакций

Урок. Типы химических реакций.

Цель урока. Закрепление знаний учащихся о законе сохранения массы веществ, о типах химических реакций, по признаку числа вступающих и получающихся веществ и их составу. Провести тренировочные упражнения на составление уравнений реакций и расстановку коэффициентов.

Задачи: — систематизировать сведения о типах химических реакций

- продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций

- развивать речевые навыки, способности к анализу, Мышлению, вниманию

- развивать познавательные способности, умение использовать изученный материал для познания нового

- воспитание самостоятельности, адекватной самооценки

Методы: словесный, наглядный, исследовательский

Вид учебного занятия: урок проводится по схеме поисковой деятельности с использованием компьютерных информационных технологий

Оборудование. Электронные программы – диск №2, карточки с заданием на столах учащихся. Реактивы: раствор сульфата меди(2), железный гвоздь, растворы нитрата серебра и ортофосфата калия.

Ход урока.

Учитель. Мы изучили закон сохранения массы веществ, уравнения химических реакций, типы химических реакций. Сегодня на уроке мы закрепляем знания по перечисленным темам.

Вопрос. Дать формулировку закона сохранения массы веществ.

Вопрос. Перечислить 4 типа химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакций.

В тетрадях записать число и тему урока «Типы химических реакций».

Просмотр примеров химических реакций с использованием мультимедийного учебного пособия «Химия 8 класс. Электронная библиотека Просвещение». Диск №2

Химические реакции.

Слайд №3. Реакция серы с кислородом – реакция соединения.

Слайд №5. Опыт. Реакция соединения меди с серой и получение сульфида меди (1).

Задание. Написать уравнение реакции в соответствии с законом сохранения массы веществ ( в тетрадях), прочитать.

Слайд №6. Проверка записи и объяснение. 2 Сu +S =Cu2S.

Слайд №7. Опыт. Реакция разложения оксида ртути ( 2).

Задание. Написать уравнение реакции, прочитать.

Слайд №8. Проверка записи и объяснение. 2HgO = 2 Hg + O2.

Слайд №10. Интерактивное задание. Разложение воды.

Слайд №13. Опыт. Реакция замещения. Взаимодействие оксида меди (2) с углеродом

Задание. Написать уравнение реакции, прочитать.

Слайд №14. Проверка записи и объяснение. 2CuO + C = 2Cu + CO2.

Ученик читает историческую справку ( приложение №1)

Опыт (выполняют учащиеся). Реакция замещения. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (2).

Уравнение реакции написать в тетради. CuSO4 + Fe = FeSO4 + H2.

Проверка на доске.

Но мы еще ничего не сказали о реакции обмена.

Вопрос. Дать определение реакции обмена.

Опыт (выполняют учащиеся). Взаимодействие ортофосфата натрия с нитратом серебра. Уравнение реакции записать в тетради. Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4 + 3NaNO3.

Проверка на доске.

Работа по карточкам (карточки у каждого ученика). Приложение №2.

Проверка осуществляется фронтально.

Выполнить задание №1. Ответ ( реакции обмена. 12,12,12)

а) указать тип реакций



б) подсчитать сумму всех коэффициентов в каждом уравнении реакции

Выполнить задание №2.

а) указать тип реакции

б) указать коэффициент перед формулами а)Al, б) H2O, в) CuCl2, г) CO2 ,д) FeBr3

Ответы:2,3,3,1,2, реакции замещения.

Выполнить задание №3.

а) указать тип реакции, расставить коэффициенты

б) прочитать

Выполнение самостоятельной работы по вариантам. Приложение №3. Задания записаны на карточках (2 варианта).

В конце урока учащиеся сдают работу и проверяют ответы (ответы записаны на обратной стороне доски). Ответы: 1 вариант – КЕБ; 2 вариант – ИББ.

Учитель подводит итоги урока, объявляет оценки за работу на уроке.

Приложение №1. Историческая справка.

В одной из московских торговых книг 1725 года было записано о покупке « турецкого купороса» по цене один фунт за гривну. «Турецким», «турским», «синим» или «медным» купоросом называли пентагидрат сульфата меди(2) — CuSO4 . 5H2O. До 1725 года его ввозили в Россию из -за границы, а в 1725 году его производство было организовано на медеплавильных заводах Урала. Медный купорос уже в 1679 году применяли в медицине для составления мазей. Как считали в те времена, он « нечисть скорее объедает». Позднее медный купорос стали применять для протравы семян и в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Алхимики, не зная состава медного купороса, считали, что его водный раствор может превращать железо в медь. Если полоску железа опустить в раствор медного купороса, то почти немедленно на поверхности железа начинает отлагаться медь.

Проведите опыт алхимиков с медным купоросом и железным предметом.

Приложение №2.

Задание №1.

а)CaCl2 + K3PO4 = Ca3(PO4)2 + KCl

б)H2SO4 + Fe(OH)3 = Fe2(SO4)3 + H2O

в)H3PO4 + BaCl2 = Ba3(PO4)2 + HCl

Задание №2.

а)Fe2O3 + Al = Al2O3 + Fe

б)Fe2O3 +H2 = Fe + H2O



в)CuCl2 + Al = AlCl3 + Cu

г)PbO2 + C = Pb + CO2

д)FeBr3 + Cl2 =FeCl3 + Br2

Задание №3.

а)H3PO4 + NaOH = Na3PO4 + H2O

б)Na2O + H2O = NaOH

в)FeO + Al = Al2O3 + Fe

г)Cu(OH)2 = CuO + H2O



Приложение №3.

Выберите из массива данных букву, соответствующую правильному ответу.

А 1

Б 2

В 3

Г 4

Д 5

Е 6

Ж 7

З 8

И 9

К 10

Л

М

1) Тип химической реакции, схема которой:

1в. АВ = А + В 2в. АВ + С = АС + В

(для ответа подсчитать количество букв в слове – типе реакции).

2) Количество атомов в формуле газообразного простого вещества в неполной схеме химической реакции.

1в. … + … =FeCl3 2в. … + … = SO2

3) Коэффициент перед формулой

1в. воды в реакции нейтрализации Mg(OH)2 + H2SO4 = MgSO4 + H2O

2в. соляной кислоты в уравнении химической реакции MgO + HCl = MgCl2 + H2O