Урок Делаем контрольную закупку тема Классификация и номенклатура неорганических вещест

Делаем контрольную закупку!

Цель урока:

Закрепить знания учащихся о классах неорганических веществ, изменении цвета индикаторов в различной среде. Закрепить умение называть вещества изученных классов неорганических веществ.

Формируемые компетентности: Составлять план эксперимента, осуществлять эксперимент, делать выводы, анализировать свою деятельность. Развивать коммуникативные навыки: работать в команде, оценивать свой труд и труд своих товарищей.

Тип урока: урок – практическая работа

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, на столах у учеников пять наборов реактивов для экспериментов.

1 набор: три образца мыла, стакан с водой, стаканы для проведения опытов, индикаторная бумага, пинцет.

2 набор: вода, растворы кислоты и щелочи, крепкий черный чай, свекольный сок, пробирки для проведения опытов.

3 набор: три образца стирального порошка, индикаторная бумага, три лоскутка хлопчатобумажной ткани одинакового размера, мерная ложечка, большое количество разной посуды и воды, пинцет.

4 набор: кусочек лимона, зубная паста, квашеная капуста, молоко, мыло, стакан с водой, индикаторная бумага.

5 набор: раствор соляной кислоты, таблетка антацида, лакмус, пробирки.

Класс разделен на группы по четыре человека. Урок начинается с того, что учитель напоминает ученикам о том, что на предыдущих уроках они познакомились с тем, какие вещества называются кислотами, солями, основаниями и оксидами, и научились давать им названия. Затем предлагается девиз урока (отрывок из стихотворения А.С. Пушкина).

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

Затем учитель предлагает ознакомиться с правилами работы на уроке.

Правила работы

У каждой группы по 5 баллов на человека.

За каждый неверный ответ снимается 1 балл.

Вы можете дать ответ за другую группу и заработать дополнительные баллы!!!

За ответ с места снимается 1 балл.

Общее количество баллов делится на участников группы так, как решат сами участники.

У каждой группы есть бонус – 4 балла за эксперимент!!!

У каждой группы на столе есть правила и задания на листе, кроме того задания проецируются на доске, чтобы все могли их видеть.

1 вариант

Среди заданных вам веществ найдите оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия.

ZnSO4, Na2O, NaOH, HCl, NaNO3, Cl2O5, Fe(OH)3, H2SO4, FeO, CuCl2.

Вам выданы три образца мыла. Вспомните, как щелочи влияют на кожу, и определите образец, который наиболее безопасен для кожи.

2 вариант





Среди заданных вам веществ найдите оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия.

BaSO3, Mn2O7, Ca(OH)2, HNO3, Fe(NO2)2, PbO2, Cu(OH)2, HBr, ZnO, KCl.

Вам выданы три вещества, среди которых есть основание, кислота и вода. Испытайте выданные вам вещества на возможность использования их в качестве индикатора.

3 вариант

Среди заданных вам веществ найдите оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия.

HF, Fe2O3, CaSO4, SO3, KOH, AgNO3, Al2O3, Mn(OH)2, H2SiO3, NaNO2.

Одним из показателей качества стирального порошка является то, насколько хорошо он выполаскивается водой. Как определить, что порошок хорошо выполоскался из ткани, если известно, что его раствор имеет щелочную среду.

4 вариант

Среди заданных вам веществ найдите оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия.

FeCl3, H2SO3, Fe(OH)2, CaO, Ba(NO3)2, HI, LiOH, Mn2O5, K2SO4, CO2.

Среди выданных вам предметов выберите те, которые содержат кислоту. Докажите, что в них присутствуют кислоты.

5 вариант

Среди заданных вам веществ найдите оксиды, основания, кислоты и соли. Дайте им названия.

H2S, Mg(OH)2, MgO, Cu3(PO4)2, H3PO4, CuOH, Cl2O3, Li2S, CO, CaCl2

Изжога возникает при избытке соляной кислоты в желудочном соке. Как доказать, что таблетки «Гевискон» действительно помогают от изжоги.

На выполнение первого задания отводится 5-7 минут, затем участники групп озвучивают свой ответ.

Учет баллов ведет учитель на доске на слайде с заданиями, зачеркивая формулу вещества один раз, если оно неправильно классифицировано, и второй раз, если ему дано неправильное название. Сумма баллов учитель записывает отдельно. На листах ученики пишут свои баллы.

Затем учитель просит учеников ознакомиться с экспериментальным заданием и содержимым их лабораторных наборов, чтобы составить план эксперимента, и дает 5-7 минут, чтобы составить план. Учитель знакомится с планом каждой группы индивидуально, затем разрешает начать опыты. На опыт отводится 5 минут.

По окончании времени на опыт участники групп рассказывают, какая у них была задача, как они ее решили, какие выводы сделали.

В конце урока учитель просит учеников рассказать, какие у них впечатления от опытов и предлагает разделить набранные баллы между участниками. Баллы должны быть написаны на листе с заданиями напротив фамилий, и это и будут их оценки за урок. Листы сдаются учителю.

Литература

Методические материалы по решению экспериментальных задач по химии — STUDLAB