урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Урок чтения в 5-м классе по теме «Р. Рождественский. Огромное небо»

Цели урока:

Образовательная:

на примере данного произведения показать особенности творчества Роберта Рождественского;

Воспитательная:

воспитывать мотивацию к учению, патриотическое отношение к Родине;

Коррекционно-развивающие:

Корригировать эмоционально-волевую сферу, образное мышление;

развивать навык выразительного чтения поэтического произведения.

Оборудование:

презентация;

словарная работа;

текст речевых упражнений;

п/п

Ход урока

I. Орг. Момент.

II. Аутотренинг (слайд 1)

Я отправлюсь в гости к новым знаниям.

Я буду внимателен,

Я все замечу и запомню.

Я возьму с собой хорошее настроение.

Я хочу узнать новое!

Я очень хочу узнать новое!

Я хочу работать!

Я готов!

III. Речевые упражнения:

Записи на доске: (слайд 2)

ро

та

во

кро

ста

тво

скро

уста

ство

скромный

усталый

довольство

Учитель: — Подготовим свой речевой аппарат к работе.

а) чтение столбиков;

б) чтение слов;

в) чтение пословиц о труде. (Слайд 3)

Землю красит солнце, а человека труд.

Труд — дело чести, будь в труде на первом месте.

Человека узнают не по речам, а по делам.

Человека узнают не по речам, а по делам.

- хором;

- в паре;

1-2 вслух.

- Как эти пословицы помогают понять главную мысль стихотворения В. Брюсова «Труд»?

IV. Проверка домашнего задания (В. Брюсов «Труд») (портрет В. Брюсова)

Выразительное чтение стихотворения.

(3-4 чел. читают выразительно стихотворение)

- Чему учит стихотворение «Труд» Брюсова?

- Кого прославляет поэт в стихотворении? Как связано слово труженик со словом труд? (карточка) Можно эти слова назвать однокоренными? Какой у них общий корень? (один ученик выделяет корень на доске)

- Назовите главное, что создано человеческим трудом, чем мы пользуемся в своей жизни.

- Сосредоточьтесь и передайте то, о чем мы говорили, в своем чтении

- Удалось ли читающему передать голосом главную мысль всего стихотворения?

( учащиеся оценивают чтение стихотворения и выбирают лучшего чтеца).

V. Создание ситуации успеха.

Все, что нас окружает, создано человеческим трудом. Но любой труд бывает приятен и полезен только в мирное время. Мы с вами живём в мирное время. И всё, что создаётся человеком труда необходимо нам для спокойной счастливой жизни. Но не всегда наша страна жила в мире. Многим странам хотелось победить нашу страну. Но нас с вами защищает наша армия. Вот несколько дней назад мы отметили праздник 23 февраля. Что это за праздник? (ответы детей)

V. Сообщение темы урока

1.Знакомство с творчеством Р. Рождественского.

— К теме защиты Родины обращались многие поэты и писатели. И сегодня мы познакомимся с творчеством советского поэта Роберта Рождественского.





(слайд - портрет поэта)Узнать о жизни и творчестве Р. Рождественского мы узнаем из презентации. Внимательно посмотрите, послушайте и постарайтесь информацию запомнить.2. БиографияРождественский Роберт Иванович родился 20 июня 1932 в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме — родители ушли на фронт. После окончания школы поступил в Петрозаводский университет, где начинает писать стихи. Оставляет университет ради Литературного института им. М. Горького. За время учёбы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» и «Испытание»; напечатал поэму «Моя любовь». Затем последовали другие поэтические сборники. Умер Роберт Рождественский 20 августа 1994 года. (прожил 62 года) После смерти поэта вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».- Что вы узнали об авторе? В какое время рос мальчик? Когда начал писать стихи? А я хочу их дополнить, прочитав вам автобиографию писателя. Что такое автобиография?«…Мать у меня — врач, отец — военный. Мы переехали в Омск — большой город на берегу Иртыша. С этим городом связаны мои самые первые детские впечатления. Самое большое — война. Я уже кончил первый класс школы и в июне сорок первого жил в пионерском лагере под Омском. Отец и мать ушли на фронт. Даже профессиональные военные были убеждены, что «это» скоро кончится. Я написал тогда стихи, в которых, — помню, — последними словами ругал фашистов и давал самую торжественную клятву поскорее вырасти. Стихи были неожиданно напечатаны в областной газете (их туда отвёз наш воспитатель). Свой первый гонорар (что-то около тринадцати рублей) я торжественно принёс первого сентября в школу и отдал в фонд Обороны. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом — уже в конце — она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. Мои — вернулись. Точнее — взяли меня к себе. Были бесчисленные переезды с отцом по местам его службы. Менялись города, менялись люди вокруг. Менялись школы, в которых я учился. Стихи писал всё это время. Никуда не посылал. Боялся. Но тем не менее, читал их на школьных вечерах к умилению преподавателей литературы. Узнал, что в Москве существует Литературный институт, мечтал о нём, выучил наизусть правила приёма. После школы собрал документы, пачку стихов и отослал всё это в Москву. Отказали. Причина: «творческая несостоятельность»… …Решил махнуть рукой на поэзию. Поступил учиться в университет города Петрозаводска. Почти с головой ушёл в спорт. И казалось, что всё идёт прекрасно, но… Махнуть рукой на стихи не удалось. Со второй попытки в Литературный институт я поступил. И пять лет проучился в нём. …Книжек у меня вышло десять, начиная с 1955 года. Я писал стихи и поэмы. Одна из поэм «Реквием» — особенно дорога мне. Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему — 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть. Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними. И ещё что-то: может быть, вину. Хотя, конечно, виноваты мы только в том, что поздно родились и не успели участвовать в войне. А значит, должны жить. Должны. За себя и за них. Я женат. Жена, Алла Киреева, вместе со мной окончила литературный институт. Что ещё? А ещё очень хочу написать настоящие стихи. Главные. Те, о которых думаю всё время. Я постараюсь их написать. Если не смогу, — будет очень обидно».1980-е

3. Выставка книг поэта.

Тема нашего урока «Р. Рождественский «Огромное небо»

VI. Новый материал.

1.Чтение учителем стихотворения выразительно.

- О каком событии мы узнали из этого стихотворения? (Слайд)

Стихотворение была написано по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако, советские летчики сумели увести самолет за черту города и он упал в озеро, за городом. Оба летчика погибли. Об этом событии была напечатана небольшая заметка в газете. Поэт Роберт Рождественский, практически ровесник лётчиков, написал стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. Позднее об этом сам Оскар Борисович вспоминал: «Роберт Рождественский рассказал мне о замысле новой песни. Толчком к её созданию послужило подлинное жизненное событие. О нём писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой.

2.Самостоятельное чтение «про себя».

- Подчеркните незнакомые, пока непонятные вам слова.

3. Проверка. Словарная работа.

- Какие незнакомые, непонятные пока вам слова использовал поэт в стихотворении?

Слайд:

Эскадрилья — в военно-воздушном флоте подразделение, входящее в состав авиационного полка;

Мелькают – появляться и исчезать очень быстро;

Кварталы – часть, города, ограниченная пересекающимися улицами.

Физминутка (маршировка под песню «Идет солдат по городу»)

4. Чтение вслух «по цепочке»

- Какая беда настигла лётчиков в полете?

- Какое решение приняли друзья?

- Была ли у них возможность спастись?

- Подготовьте выразительное чтение всего стихотворения (читают 1-2 ученика)

Слайды с изображением самолета, мемориала

5. Составление стихотворения из отрывков. Чтение своего отрывка.

- Почему друзья не воспользовались парашютом? Что в этом случае произошло бы с городом?

- Что заставляет людей совершать подвиг?

VIII. Итог урока.

- Какое настроение у этого стихотворения?

Трагическое

Торжественное

Призывающее

Величественное

Героическое

Грустное

Печальное

Романтическое

Радостное

Приятное

Мечтательное

Тревожное

Волнительное

Итоговое пожелание.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрый будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

Самоанализ урока

Чтения в 5 классе, проведенного Сизовой Наталией Кузьминичной

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: повторительно – обобщительный

Урок был выстроен с использованием элементов технологии дифферинцированного и проблемного обучения, где дети могут самореализоваться в очень короткий отрезок времени.

Считаю, что тема урока хорошо сформулирована и доведена до учащихся.

Целеполагание осуществлено совместным сотрудничеством учителя и детей. Оно организовывалось с помощью беседы. Учителем были поставлены и решались следующие задачи:

- углубить и обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения; орфограммы: не с прилагательными, н и нн в прилагательных, суффиксы ск и к, дефисное и слитное написание слов прилагательных, морфологический разбор прилагательных»;

— развивать мыслительно – речевую деятельность, память;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Содержание вполне соответствует теме и цели урока.

На уроке осуществлен правильный подбор материала и видов деятельности для различных этапов урока, раскрыта практическая значимость изучаемого материала; использована система заданий, предусматривающих самостоятельность и творчество учащихся в их выполнении.

Работа над проблемными вопросами способствовала развитию таких качеств личности, как любознательность, вдумчивость, сообразительность, самостоятельность, стремление к творческому поиску.

На уроке были использованы парная, индивидуальная форма работы. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учителя и детей.

Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии. Считаю, что урок был интересен для учащихся, т.к. на уроке были проблемные и эмоциональные ситуации.