урок чтения 8 класс Русский характер АНТолстой

Урок чтения

в 8 классе ГКОУ школе-интернате станицы Березанской Выселковского района Краснодарского края учителя русского языка и литературы Кривуля Ирины Николаевны

Тема: «Русский характер» А.Н.Толстой

Цель: учить учащихся беглому и осмысленному чтению : близкому к’ тексту и краткому пересказу ; развивать связную речь, память, мышление, пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к Родине, к людям, которым присуще высшее качество русского характера – человеческая красота.

Оборудование: презентация об А.Н. Толстом, СД «Курская битва», «Баллада о солдате», интерактивная доска, портреты Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, маршала Г.К.Жукова, А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

Ход урока :

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель : Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей . (А урок у нас необычный).И я очень хочу, чтобы вы все работали с полной отдачей и показали всё, что вы умеете делать . Проверьте , все ли у вас готово к уроку? Сели правильно, держите спину ровно , ноги вместе . И внимательно слушайте .

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.Н.Толстого

«Русский характер».

Найдите портрет А.Н.Толстого. Кто изображен на втором портрете? Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

Учитель : Откройте тетради, запишите число, месяц, тему урока. На уроке мы будем читать, пересказывать по плану, работать над содержанием рассказа. А.Н.Толстой создал цикл рассказов, которые так и назывались «Рассказы Ивана Сударева». Летом 1942 года А.Н.Толстой часто встречался с военными людьми и рассказанные ими истории послужили основой для сюжетов его рассказов.

III. Проверка домашнего задания. Ребята, что вам было задано на дом ?

а) выразительно читать 2-ю часть рассказа А.Н. Толстого «Русский характер»;

б) подготовить пересказ II части по плану, записанному в тетрадь;

в) Отвечать на вопросы.

1. Чтение 2 части цепочкой .

Учитель: Давайте прочитаем 2 часть рассказа цепочкой и постараемся передать все чувства и переживания Егора Дремова в родительском доме.

2. Работа по вопросам:

- Какие чувства охватили Егора Дремова в родительском доме?

- Почему Егор назвался чужим именем ?

— Почему мама (Егора Дремова) не узнала своего сына по голосу? Докажите ответ строками из текста.

- Как вы думаете, почему отец, Егор Егорович, так спокойно отреагировал на приезд сына?

- А почему за ужином мать пристально следила за его рукой с ложкой?

- Как и где спал Егор Дремов? О чем думал? Ответ найдите в тексте, прочитайте.

- Как вы понимаете значение выражение «лежал ничком»

- Покажите, как это «лежать ничком». Как прошла встреча Егора с Катей? — -Почему он решил твердо уйти сегодня же?

-С каким чувством он покинул родной дом? Ответ прочитайте.

- Подберите синонимы к прилагательным сиплый, родительский.

-А где ваш родной дом, ребята? Как называется ваша Родина? Ваша малая Родина? Назовите столицу нашей Родины, малой Родины.

- Как сказать по-другому : Егор был угнетен?

- Ребята, в тексте встретилось слово «верста». Найдите и прочитайте, сколько верст шел со станции до родного дома Егор Дремов ? Посчитайте, сколько км прошел Егор Дремов? Запишите в тетрадь. Егор Дремов прошел пешком 19 км 206 метров.

3. Пересказ по плану. записанному в тетрадях .

- Как мы ее озаглавили?

- Прочитайте заголовок, план.

В отпуске на Родине.

1. Переживания Егора Дремова.

2. Встреча с родителями .

3. Ужин в родительском доме .

4. Ночь мучений .

5. Встреча с Катей Малышевой .

6. Уход из дома.

-Саша, перескажи 2-ю часть рассказа .

Учитель: Хорошо, Саша, ставлю тебе «5″ за пересказ.

-Ребята, какой вывод мы сделаем по 2-ой части?

Учитель: Да, ребята, нелегкое выпало испытание на долю Егора Дремова, но это был человек сильного характера. И что было дальше, мы узнаем из нового материала.

Итог домашнего задания. Выставление оценок. Физминутка.

- Сейчас проведем небольшую минутку отдыха, закройте глаза, расслабьтесь, спинку откиньте на стул, руки положите на колени. Думайте о хорошем. Постарайтесь представить себе будущую встречу Егора и Кати. Они стоят рядом, смотрят друг на друга любящими глазами, говорят ласковые добрые слова. Не могут налюбоваться, не могут поверить в то, что они преодолели все тяготы разлуки и теперь всю жизнь будут вместе, неразлучно.

А теперь откройте глаза, вдохните, выдохните, встряхнитесь. Продолжаем работать.

4. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сейчас мы с вами будем читать заключительную 3-ю часть рассказа А.Н.Толстого «Русский характер». В чем заключается великая сила русского характера ?

2. Чтение детьми 3 части про себя .

3. Работа над содержанием, по вопросам.

- В какое время происходят действия, описанные в рассказе? В каком году началась и в каком году закончилась война? Запишите в тетрадях годы войны. Назовите эти годы. Сколько дней шла война? Кто напал на нашу Родину?

- Посчитайте и скажите, сколько лет прошло со Дня победы над Германией? Гена считает у доски, а вы в тетрадях.

- Во время какого побоища был подбит танк Егора Дремова? Покажите на карте город Курск. Посмотрите документальную хронику «Курская битва» и послушайте историческую справку о Курской битве.

- Запишите в тетрадях .

Курская битва началась 5 июля и закончилась 23 августа. Ребята, наши кубанцы тоже внесли достойный вклад в дело разгрома врага. Об этом расскажет нам Антон.

-В Краснодарском крае действовали 86 партизанских отрядов. Наиболее известен был отряд под командованием Петра Карповича Игнатова. Его сыновья — Евгений и Гена погибли, выполняя задание на железной дороге. На Кубани зверствовала зондеркоманда СС, в поселке Заречном впервые были задушены 400 больных в душегубках, замучены и убиты 61 тысяча кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали в Германию на каторжные работы. 1 февраля исполнилось 69 лет со дня освобождения Выселковского района от фашистов.

Нельзя не вспомнить наших женщин – летчиц: Полину Осипенко, Евгению Жигуленко, Елену Бершанскую. которых называли немцы «ночными ведьмами». Эти женщины тоже участвовали в Курской битве. Не смотря на все трудности войны, мы выстояли и победили, и вклад кубанцев в победу в Великой Отечественной войне очень весом. Книгу о юных братьях-героях Игнатовых вы можете взять у меня и прочитать.

-А сейчас продолжим работу по прочитанному тексту.

- Куда вернулся Егор после отпуска на Родину?

-Как вы понимаете значение слова «тыл»?

- Составьте красивые предложения со словом «тыл».

- Сделаем морфологический разбор существительного «в тылу». Кристина выполнит на доске, а все – в тетрадях.

В тылу (в чем?)–существительное, н.ф. – тыл, нарицательное, неодушевленное, единственное число, мужской род, 2-е склонение.

— Подберите однокоренные слова к слову «тыл». Какой здесь корень?

4. Чтение рассказа учащимися по ролям.

- Слова автора читает Валера, Егора – Антон, слова мамы — Настя, Кати – Катя, солдата – Валера.

-Сделайте вывод: В чем же заключается великая сила русского характера? (Читают учащиеся 2-3 группы, вывод из учебника).

5. Озаглавьте 3 часть.

-Эту часть можно озаглавить «встреча с родными», а больше всего, мне кажется, подходит название «Русский характер».- Запишите в тетрадь название 3-ей части » Русский характер».

6. Деление рассказа на части, составление плана, запись в тетради, чтение и озаглавливание каждой части.

План . 1. Возвращение в полк .

2. Письмо от матери .

3. Письмо родителям .

4. Встреча с матерью и Катей.

7. Работа по содержанию.

- О чем писала мать Егору?

- Как вы думаете, прав был Егор Дремов, скрывая от близких свое несчастье ? Почему?

-Почему Егор сам себя в письме назвал невежей? Что означает слово невежа?

Невежа, невежда — значат одно — незнайка и произведены от одного корня – вед — ведать, знать. Невежа-»грубиян», тот, кто не соблюдает правил обращения . Невежа — несведущий, необразованный .

- Чем красивы поступки этих людей?

Слово учителя: Если бы в наше время такое горе случилось с Егором, то ему бы полностью восстановили лицо таким, каким оно и было раньше. У нас в городе Краснодаре и в г. Сочи есть прекрасные клиники, где делают пластические операции. Вспомните случай с Элеонорой Кондратюк, фотомоделью, который произошел несколько лет назад . Ей кислотой сожгли лицо . Но в клиниках Элеоноре уже почти восстановили прежний облик .

-В каких словах рассказа заключается его главная мысль? Прочитайте.

- В чьих поступках проявился русский характер?

- В минуту опасности русские женщины самоотверженно сражались с врагом наравне с мужчинами и сегодня нельзя не вспомнить Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую, чьи подвиги навеки остались в памяти людской. Красоту души русских женщин, силу характера русских женщин в своих стихах, поэмах, рассказах воспевают великие русские поэты А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов. Послушайте отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».

… Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц, -

Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит:

«Пройдет — словно солнцем осветит, посмотрит — рублем подарит !»

Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет .

Но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет,

Цветет красавица миру на диво: румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка …

-А сейчас я вас хочу познакомить с удивительным фильмом «Баллада о солдате». Судьба героя фильма очень похожа на судьбу Егора Дремова. Я

покажу вам самый драматичный эпизод из этого фильма. В этом фильме другие герои, но идея и сюжет очень схожи. И у этих героев очень сильный характер. Посмотрите небольшой отрывок из фильма.

-А теперь, ребята, скажите , в чем же сила русского характера?

- Кто в рассказе проявил русский характер?

Итог урока. Оценки.

Задание на дом: 1,2.3 группа – читать 3 часть рассказа.

1,2 группа — пересказ подробный 3 части по плану, 3 группа – читать, отвечать на вопросы .