Урок Афинская демократия при Перикле История древнего Рима

Афинская демократия при Перикле

Цели урока: раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии:

с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения; с другой — демос, стоявший у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцами и союзниками. Показать преимущество демократической системы управления над авторитарной, проведя параллель с современным демократическим преобразованием в России. Продолжить формирование умений составления, работы со схемами, понятиями, опорными конспектами.

Оборудование: Учебное электронное издание «История древнего мира»( CorDIs),

Образовательная коллекция «История древнего мира»(CorDIs), карта «Древняя Греция»,

Учебные картины: « Греческий театр»; Афинская гавань Пирей»; « Народное собрание в Афинах в 5 в . до н.э ; кроссворд, опорный конспект, документы учебника, выдержки из книги « Детский Плутарх». презентация «Афинская демократия при Перикле».

Методы: фронтальная беседа с учащимися, игра- заполнение кроссворда на слайде,

рассказ учителя с привлечением материалов электронных пособий, описание картины учащимся.

Ход урока

Организационный момент

Повторение изученного материала по теме «Греческий театр».

Вопросы беседы:

1. Как возник театр в Греции

2. Покажите на картине три части, из которых состоял театр и расскажите о назначении каждой из них.

3. Что вы знаете об актёрах и хоре?

4. Каких греческих авторов вы знаете, назовите их произведения

5. Расскажите содержание известных вам комедий и трагедий

6. Кто подготовил рассказ о древнегреческом театре? – сообщения-презентации учащихся.

Изучение нового материала

1.Вступительная беседа : «Сегодня нам предстоит выяснить, как в 5 в. до н.э. управлялись Афины – один из самых известных и могущественных греческих полисов того времени. Мы побываем на афинском народном собрании и познакомимся с человеком, укрепившем афинскую демократию. Но, прежде чем вести разговор о событиях 5 в. до н.э., давайте вспомним имя другого выдающегося афинянина, изменившего общественную жизнь Афин в начале

5 в. до н.э.»

-Что изменилось в управлении Афинами, когда Солон был архонтом?

- Как назывался общественный порядок, зародившийся в Афинах в 5 в. до н.э.

2. Объяснение учителя:

Учитель рассказывает, что в 5 в до н.э. Афины стали полисом, где любой гражданин, богатый или бедный, знатный или нет, мог участвовать в управлении. Демос стал правителем Афин, вождем демоса несколько десятилетий был Перикл. Верховная власть в Афинах принадлежала народному собранию (по-гречески экклесия).





Учитель предлагает совершить воображаемое путешествие и побывать на афинском народном собрании. Внимание класса обращается на экран — «Народное собрание в Афинах». Учитель сообщает, что собрание созывалось 3-4 раза в месяц, обычно на холме Пникс в западной части города (учащиеся смотрят на схему Афин). Участвовать в собрании могли только граждане, мужчины, начиная с двадцатипятилетнего возраста. На экклексию приходили и жители города, и земледельцы из ближайших деревень. Собиралось 5-6 тысяч человек. Любой желающий мог выступить с речью; для этого он надевал на голову венок.

Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы: кого Вы видите на ступенях? (Значение слова «оратор».) Предположите, кого выводит с собрания стражник? (Наиболее подготовленные школьники вспоминают слово «метек».) Какой момент изобразил художник на картине? (Принятие решения.)

«Так какие же решения принимались на народном собрании?»- формулирует вопрос учитель и предлагает найти ответ, причитав текст на с. 183-184 учебника (со слов «Народное собрание…» до конца первого пункта).

Народное собрание

(экклесия)

выбирало издавало

стратегов законы

объявляло войну распоряжалось казной и

и утверждало мирные утверждало расходы государства

договоры

Работая над схемой учитель напоминает, что в Афинах существовал и народный суд — гелиэя . Школьникам предлагается рассказать, как проходили судебные разбирательства (описание есть в параграфе 30).

Учитель дополняет и корректирует ответы школьников.

Далее учитель предлагает школьникам ряд вопросов: кому принадлежала верховная власть в Афинах? Какие решения принимались на народном собрании? С какого года собрание избирало Перикла первым стратегом?

Подготовленному классу задается и дополнительный вопрос: было ли, на ваш взгляд, управление Афинами справедливым? При обсуждении этой проблемы следует избегать крайних суждений.

Третья часть урока — увлекательный рассказ о Перикле с использованием презентации и дополнительных сведений о жизни этого человека.

После подготовленной презентации о Перикле формируется домашнее задание. Школьникам предлагается прочитать текст параграфа 40 и воспроизведенные в учебнике фрагменты источников ( Аристотель о проверке прав на гражданство, слова Перикла в изложении Фукидида), ответить на вопросы к документам и к параграфу, выполнить задания, сформулированные в учебнике. Кроме того, дома учащимся предстоит ответить и на такой вопрос: что было сделано Периклом для того, чтобы демос получил возможность управлять госсударством?