Урок Абсентеизм

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Тема урока: Абсентеизм, пути преодоления

(областной конкурс на лучший учебно-методический материал по основам избирательного права)

Репинская Светлана Ивановна

директор школы, учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

457020, Челябинская область, г. Пласт,

ул. Мамина — Сибиряка, 2а

8 (351) 2-25-76, 89080571453

г. Пласт

2013 г.

Пояснительная записка

Урок по теме: «Абсентеизм, пути преодоления» рассчитан на учащихся 9 класса, уже имеющих представление об избирательном праве, принципах избирательного права в Российской Федерации.

Предмет изучения – абсентеизм как явление и проблема современного общества. Главная цель – повышение электоральной активности будущих избирателей. На данном уроке учащимся предлагается в интерактивной форме познакомиться с явлением и предложить возможные пути решения проблемы. Педагогическую целесообразность видим в формировании правовой культуры и политической активности школьников. Материалы могут быть использованы на уроках обществознания, на факультативных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Цель – создать условия для приобретения учащимися дополнительных знаний в области избирательного права;

— создать условия для осознания учащимися важности и ответственности шага, связанного с участием в выборах;

— способствовать пониманию учащимися, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства;

- развивать умение пользоваться языком общения (коммуникативную компетенцию учащихся);

- развивать логическое мышление, навыки самоконтроля, необходимого на этапе совершенствования речи;

— развивать умение сопоставлять различные точки зрения и собственного мнения.

Понятия: абсентеизм

политическая активность

политическая пассивность

гражданский долг

Оборудование:

Конституция Российской Федерации

текст статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

текст статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

тест

текст «Закона об обязательном участии в голосовании»

листы бумаги формата А4

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Оргмомент.

(Слайд №1)

Вводное слово.

Человек проснулся. Утро. День выборов. На душе легко и радостно.

- Сегодня такой день! – думает он, — Воскресенье, это значит, что можно не идти на работу, можно побыть дома, с семьей, пойти погулять, заглянуть к родственникам…

Дождь тихо идет за окном, на улице – никого, несмотря ни на что…

- На этом я ставлю многоточие, а заканчивать эту историю уже ваше дело, точнее каждого из вас! Пойдет ли человек гулять, проведет ли он этот день дома, никуда не выходя. Или чувство гражданского долга, острое, почти безболезненное, заставит его подняться и, несмотря на то, что впереди еще целый день первым положить в урну бережно заполненный бланк. Ведь он знает, в этом бланке – его будущее!

Итак, кто из вас готов продолжить окончание этой истории?

Озвучивают возможные варианты поведения избирателя.

II.Целеполагание.

(Слайд №2)

Как вы думаете, о какой проблеме пойдёт сегодня речь?

В чем вы видите важность и значимость сегодняшней проблемы?

Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Абсентеизм, пути преодоления»

Дают ответы.

Записывают тему урока.

Сформулируйте на основе наших рассуждений цели урока.

Формулируют цели урока.

III.Изучение нового материала.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

1. Метод заданных альтернатив.

(Слайд №3)

Смоделируем ситуацию.

Спорят два молодых человека. Один заявляет: «Зачем мне идти на выборы? Мой голос всё равно ничего не сможет решить!». А другой возражает: «Участвовать в выборах необходимо! В конечном итоге от каждого из нас зависят их результаты!»

Кого вы поддерживаете в этом споре? Аргументируйте свой выбор.

Работают в парах. Каждый отстаивает одну из двух точек зрения.

Озвучивают аргументы.

2. Актуализация знаний.

(Слайд №4-6)

Россия – демократическая страна, граждане России имеют право выбирать и быть избранными, тайно голосовать на выборах в Государственную Думу, на пост президента России, в органы местного управления. Почему же некоторые из нас не пользуются этим правом?

Но прежде необходимо разобраться с тремя вопросами:

- Имеем ли мы право выбирать и быть избранными?

- Как проходят выборы в нашей стране?

- Как подводятся итоги голосования?

Для этого вспомним материал предыдущих занятий

Решают тест (приложение 1).

3. Эвристическая беседа.

(Слайд №7)

Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны.

Абсентеизм (от лат. absens (absentis) — отсутствующий, англ. Absenteeism) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия (электоральное поведение, партийная деятельность, участие в митингах и демонстрациях и т.д.). Главным образом подразумевается уклонение от своих электоральных функций.

— неучастие в голосовании на выборах.

- уклонение избирателей от участия в выборах.

- уклонение от исполнения гражданских обязанностей, напр. уклонение избирателей от участия в выборах в представительные органы государства, отказ от использования права голоса.

- проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, в т. ч. от участия в голосовании на выборах.

- добровольное уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; главной формой его является — неявка зарегистрированных избирателей на избирательные участки для голосования.

- проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Фиксируют в тетрадях.

(Слайд №8)

4.Игровой приём.

Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах? Какими могут быть последствия этого явления для личности, общества и государства?

Некоторые избиратели, игнорирующие выборы, считают такое поведение проявлением свободы. Попробуем с помощью простого игрового приёма. Сделайте бумажный самолётик. У самолёта два крыла. И никак иначе. С одним крылом, левым или правым, ваш самолёт даже не взлетит. Наверное, мы могли бы написать на крыльях любые слова, но мы напишем два самых важных:

На правом крыле – «свобода»

На левом крыле – «ответственность».

Теперь оторвите у вашего самолёта одно крыло и попробуйте его запустить.

Прокомментируйте эксперимент.

Свобода подразумевает принятие ответственных решений, что, в свою очередь, означает способность задумываться о будущем и предугадывать, к чему ваши решения могут привести. Свобода требует ограничений. Свобода без ограничений способна нанести человеку вред. Зрелая свобода всегда подразумевает ответственность.

Дают ответы.

Делают бумажный самолётик. Подписывают крылья словами «свобода» и «ответственность». Отрывают одно крыло. Запускают самолётики. Делают вывод о неразрывности свободы и ответственности.

5. Работа с документом.

(Слайд №9)

Перед вами – фрагмент Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (приложение 2).

Почему закон предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан?

Какие цели преследует государство, устанавливая такие законы?

Работают с текстом документа.

Отвечают на вопросы.

6.Моделирование проблемной ситуации

(Слайд №10)

(Слайд №11)

(Слайд №12)

Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.

Гражданский долг – всякая обязанность, налагаемая договором, законом, общественным мнением или совестью человека.

Например, в Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.

Россия – не исключение. Не все избиратели приходят на избирательные участки. Это и есть абсентеизм или проявление гражданской пассивности. Политическая пассивность – безразличие к политике, нежелание принимать участие в политической жизни.

Предложите пути повышения политической активности.

Политическая активность – деятельность социальных групп или отдельных людей, связанная со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок.

Фиксируют в тетрадях.

Фиксируют в тетрадях понятия.

Предлагают пути повышения политической активности.

8. Ролевая игра.

(Слайд №13)

(Слайд №14)

(Слайд №15)

(Слайд №16)

(Слайд №17-18)

Представьте, что группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан Российской Федерации в выборах в центральные и местные органы власти (приложение 3).

Задание группе 1. Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите как можно больше положительного, предположите выгоды в социальной области, экономической, политической, правовой, духовной).

Задание группе 2.

Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона. Найти как можно больше негативных последствий в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях.

Результаты вашей работы можно оформить в виде подобной таблицы.

Обсуждают в группах. Озвучивают аргументы. Результатом может стать заполнение таблицы (приложение 4).

9.Эвристическая беседа.

(Слайд №19)

Возможен ли сегодня в Российской Федерации подобный закон?

При затруднении обратитесь к документам. К Конституции Российской Федерации. К статье 3Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (приложение 5)

Дают ответы.

(Слайд №20)

Если принудить человека к реализации его права избирать невозможно, тогда, как быть с проблемой абсентеизма?

Ведь выборы – это не только мероприятие, в ходе которого выявляется, кто займёт депутатское кресло или станет президентом. Политическая миссия выборов значительно более широкая.

Во-первых, выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения.

Во-вторых, выборы помогают людям выказать поддержку или разочарование существующим правительством.

В-третьих, выборы – это эффективный способ политического просвещения народа.

В-четвёртых, выборы – есть барометр общественного мнения.

Таким образом, каждый ответственный гражданин должен понимать, что его голос всегда очень важен при определении власти в государстве.

Вернёмся к определению понятия гражданский долг.

Если это обязанность, налагаемая договором, законом, общественным мнением или совестью человека. То важно привлекать общественное мнение, обращаться к совести человека, убеждать, т.е воспитывать правовую сознательность.

Как общественное мнение может повлиять на поведение избирателя?

Формулируют определение понятия.

Предлагают варианты.

(Слайд №21)

Существует мнение: когда ты не голосуешь, на самом деле ты всё-таки голосуешь. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Дают ответы.

III. Итог урока.

(Слайд №22)

А теперь я предлагаю вернуться к проблемному заданию, которое прозвучало в начале урока. В жизни каждому из нас рано или поздно надо делать выбор: между добром и злом, плохим и хорошим, общественным и личным. Хорошо, когда этот выбор осознанный. Хорошо, когда решение ты принимаешь, самостоятельно, и мне очень хочется, чтобы вы уже сейчас четко понимали и представляли, какую роль играет ваш выбор! Поэтому я думаю, начало нашей истории, с которой начался урок, вы продолжите, не задумываясь над тем, что делать в выходной день, на который приходятся выборы.

Конечно же, идти на выборы!

IV. Рефлексия

Подводя итог сегодняшнему уроку ответьте себе, довольны ли вы собой, своей работой на уроке. Что нового вы узнали?

Что ещё хотелось бы узнать?

V. Домашнее задание.

(Слайд №23)

Написать эссе по высказыванию Жака Примо «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами, не участвующими в голосовании».

Список использованной литературы:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст