Урок 5 класс Олимпийские игры в Древней Греции

Урок по истории Древнего мира по теме:

«Олимпийские игры в Древней Греции»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; 2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. 3. Пробудить в детях желание, серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (слайд-шоу по теме урока), раздаточный материал к уроку, учебник, карта.

Предполагаемый результат: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями.

Методика проведения: А) упражнения (вопросы), которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; Б) Подведение итога опроса и постановка цели урока; В) Передача новых знаний и теории ;Г) упражнение для практического применения учениками, полученных знаний.

Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, здоровьесберегающая технология.

Ход урока

Организационный момент.

Настрой учащихся на работу на уроке. Приветствие. Создание благоприятного психологического климата.

Учитель: Давайте создадим, друг другу хорошее настроение — улыбнемся. Я желаю, Вам плодотворно потрудится.

Сегодня урок истории будет немножко непохожий на обычный и проведем мы его в форме путешествия. Все вы изучали раздел Древняя Греция и поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны. А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки.

2.Проверка знаний учащихся

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)

Какой город являлся столицей Древней Греции? (Афины)

Что такое полис? (город-государство)

Назовите один из самых могущественных полисов Греции? (Спарта)

Каковы особенности спартанского воспитания?

Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)

Что такое демократия и где она зародилась? (власть народа, Афины)

А теперь у меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, где вы должны назвать имена греческих Богов:

Он собьет с пути

Или на путь наставит

От усталости глаза сомкнуть заставит.

Весть, как молнию

Доставит всем с небес,

И зовут его … (Гермес)

На фронтоне Парфенона

Необычная картина:

В спор вступила с Посейдоном

Богиня мудрости … (АФИНА)

Под землей на тропе

Мрачный он сидит,

Души эллинов умерших

Он надежно сторожит.

Пес его свирепый Цербер

Никогда не спит.

Бога этого зовут … (АИД)

Белолика и стройна,

Из пены родилась она.

Полна любви и не сердита

Богиня эта … (Афродита)

Своей наружностью пугает всех невест

от горы его огонь пылает до небес.

Троны, щит для героя и много чудес

Кует в своей кузнице умелец … (Гефест)

3.Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала. Учитель: Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…

И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт… Слайд №1

Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов.

Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.

Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?

А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры.

Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр? (Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).

А почему эти пять колец разного цвета?

А потому, что они символизируют пять континентов:

чёрный — Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, красный– Америка, синий – Европа.

В какой стране прошли Олимпийские игры в 2008 году? В этом году?

В каком городе пройдут летние Олимпийские игры в 1914 году?

Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних использует и нынешнее поколение людей: это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года.

Греки очень много работали, но они еще и любили отдыхать. Многие греки готовы были отдать много времени и сил, но попасть на какие-нибудь зрелища… Одними из таких зрелищ были Олимпийские игры….

Формирование цели и задачи урока (Слайд №2), учениками предлагается план проведения урока. На доске

Учитель: Вы уже знаете о том, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили ? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.

Учитель: Но прежде чем начать нашу работу я хотел бы обратить ваше внимание на вопрос или задание, которое представлено на следующем слайде презентации. Слайд №3. Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

В рабочей тетради записываются число и тема урока.

Физминутка

1, 2 – выше голова

3, 4 – руки шире

5, 6 – тихо сесть

7, 8 – лень отбросим

(2 раза)

4.Изучение новой темы.

А.Возникновение игр

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все – в Олимпию! Священный мир объявлен. Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!». В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции, включая колонии.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради)(Слайд №4). От этой даты греки вели свое летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления?

Слайд № 5. Зевс

На рабочих столах учеников лежит фрагмент мифа (Приложение 1), с которым они работаю самостоятельно в течение 2-3 минут. Учитель нацеливает школьников на выполнение предложенной работы.

Внимательно прочитайте миф, рассказывающий об истории возникновения Олимпийских игр. И выделите причины их появления.

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его. Мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый Камень. И когда Зевс возмужал. Он опоил отца волшебным зельем. Благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей богов. Затем между ними и их отцом Кроном началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в памяти о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.

Ученики высказывают предположения, доказывают свою точку зрения, учитель корректирует их ответы и выделяет причины, которые записываются в тетрадь.

Основные причины появления Олимпийских игр: 1) поклонение богам; 2)стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Б.Прохождение игр

Слово учителя: День за днем 10 месяцев подряд велась подготовка к Олимпийским играм, проводились они 1раз в 4 года, проходили летом .Давайте попробуем вместе с участниками Олимпийских игр -атлетами, прожить эти 5 дней.

Итак, мы находимся в Олимпии. ?? Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия! (Сообщение ученика).Слайд №6

Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов. Этот город располагался на территории Эллады, в северно-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей. Там располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции. Олимпия объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгся бы сюда с оружием, был бы объявлен богоотступником).Слайд №7

5. Работа с понятийным аппаратом.

Учитель

- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.

(Слова с помощью компьютера показаны на Слайде №8), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

Пятиборье — пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр

А кто же был их участником? Предположения учеников. Ответы учащихся.

В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? Несчастную должны были казнить, но из уважения к ее сыну-победителю помиловали.

Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.

Учитель: Подводит промежуточный итог и обращается за помощь к ученикам.

Таким образом, мы с вами выяснили. Что первые олимпийские игры произошли в……, основными причинами их появления были…., кто в них участвовал, и как проводилась подготовка спортсменов. А теперь подошло время выяснить, как Олимпийские игры проходили. Работа с приложением №2(Игра «Удар молнии»-составление вопросов по тексту)

Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.

Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнес: «Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы».

Как вы можете прокомментировать этот факт? Учащиеся предлагают свои комментарии этой истории.

Слайд №10,11,12

Учитель делает промежуточные выводы и мотивирует учеников на выполнение очередного задания. Учитель: Мы уже с вами выяснили, что игры продолжались…дней, проходили они на…, места зрители занимали с ночи, а какие же состязания устраивали древние греки?

Учащиеся рассматривают фото на слайде или карточки с фотографиями и записывают в рабочей тетради свои варианты.

А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции.

Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады. В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды. Как вы думаете какие? Ученики делают предположения.

Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Победителю на голову возлагали венок из ветвей оливы. Победителей в различных видах соревнований называли олимпиониками. Слава о них пережила века.Слайд№12

6. Закрепление новой темы.

Итак, много интересного мы узнали и увидели на уроке. Чтобы закрепить наши знания мы поиграем в игру «Кто дальше»: 1-называет один вид спорта, следующий — повторяет все что было сказано до него и добавляет свой вид спорта, кто не собьется — тот получит жетон.

Молодцы. Хорошо запомнили виды состязаний. В Древней Греции их было 7, а сегодня олимпийцы соперничают в 36 видах спорта.

Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока.

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? Организация учебной дискуссии. - посвящались богам - объявлялся мир, съезжались жители всей Греции — 10 месячная подготовка - победа не благодаря силам, а провидение богов и т.д.

Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.

Во скольких Олимпийских играм им не разрешали участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.

7. Подведение итогов урока.

Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу следующих учащихся. Многие из вас заработали жетоны. Посчитайте их. Давайте посмотрим, кто более активно работал. Поднимите руку, кто заработал…

8. Домашнее задание. Слайд № 12 .Древние греки говорили. Что история – наставница жизни. Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятнее настоящее. Урок окончен. До встречи на следующем уроке.