Урок 4 6класс

6 «А»

24.09

Урок № 4

Тема:

Растения, которые нас окружают

Цель:

Познакомить учащихся с разнообразием и особенностями растительного мира Краснодарского края.

Задачи:

Расширить и обобщить знания учащихся о растительном мире своей местности.

Развивать познавательный интерес школьников к флоре Кубани, умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:

Мультимедиа /презентация «Растения Кубани»/

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний

Работа по вопросам на стр.18

Выполнение в рабочей тетради заданий № 10-12

Изучение нового материала

Сегодняшний урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся в природе каждый день. Но, многого о них не зная, мы зачастую истребляем, топчем их, наносим непоправимый вред! Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно! Что без них вообще невозможно жить! Формирование ожидания учеников: определение названия темы урока, через отгадывание загадок (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке). Загадки. 1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка).

2. Вкусны — оближешь пальчики — оранжевые мячики, но только в них я не играю, а неизменно их съедаю (Апельсины.)

3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки,

а кора тонка, красна! Та красавица -…(Сосна).

4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(Тина).

5. Её всегда в лесу найдёшь — пойдём гулять и встретим:

стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем (Ель).

6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали — какие цветы зацвели? (Незабудки).

7. Очень часто под водою, словно согнута бедою,

вся печальна, молчалива, узколиста плачет… (Ива).

8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь, но в колоске один цветок — так будь внимательней, знаток (Ячмень).

Учитель. Соединим первые буквы ответов, и получим слово: РАСТЕНИЯ Сегодня мы познакомимся с растениями, которые нас окружают. Девизом нашего урока будут слова Гете: “Мало знать, надо и применять, Мало хотеть, надо и делать

Изучение нового материала в виде командной игры. Класс делится на 3 команды

1 Тур. «Термины и понятия».

Учитель. Растительный мир Краснодарского края очень богат и разнообразен. На Кубани более трех тысяч видов растений: одни растения помогают спрятаться от летней жары, принимая нас под свои тенистые кроны, другие радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Плодовые деревья готовы угостить сочными душистыми плодами. Некоторые из них- настоящие старожилы, такие например как липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен. Реликты — виды растений и животных, входящие в состав или области, как пережитки флор и фаун минувших эпох. Существует и другая категория – эндемики. Эндемики — виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории. Нигде больше в нашей стране нет такого разнообразия растительности, как на Кубани. Это обуславливается, в первую очередь тем, что наш край расположен в двух климатических зонах, а в разных природных условиях флора также отличается. Растения, которые можно встретить возле жилища человека называются сорными.

Задание № 1

Написать известные виды растений своей местности.

Реликтовые растения -___________________________________________________ Сорные растения — _____________________________________________________ Эндемики (если есть) — _________________________________________________

2 Тур. «Блиц – турнир»

Задание № 2

В течение 3 минут каждой команде из предложенного списка выбрать как можно больше растений, проклассифицировать их по группам

Сорные растения

Цветы

Культурные растения

Список растений: подсолнечник, картофель, яблоня, горох полевой, лилия тигровая, редька дикая, астра, томат, малина, соя, тюльпан, одуванчик, табак, ежевика, ландыш майский, сурепка обыкновенная, баклажан, мать-и-мачеха, василек луговой, фасоль, черемуха, капуста краснокочанная, лук репчатый, пастушья сумка, акация желтая, георгин, петуния, хризантема, табак душистый, горошек мышиный, гиацинт, абрикос, калина, земляника , клевер.

3 тур «Овощная арифметика».

Задание № 3

Решить задачи

1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт 1 июня?

2. Европейцы узнали вкус картофеля 400 с небольшим лет тому назад. В Россию картофель был завезен Петром I в 1700 году. Сколько лет россияне знакомы с этим растением?

3. На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты?

Задание № 4

Решить экологические задачи.

1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?

2. На злаковых лугах обычно встречаются мотыльковые (бобовые) растения: клевер, люцерна и др. Чем объясняется это сочетание растений в таком луговом сообществе?

3. В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а в другом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ для вскармливания животных и почему?

4. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.

/В зависимости от темпа работы школьников на уроке и выполнения заданий, возможно предложить выполнение задания № 4 только сильным учащимися (или капитанам команд)/

4 тур Викторина «Лесная аптека»

Учитель. Наш край очень богат лекарственными растениями. Люди с давних времен заметили, наблюдая за животными, что они лечат сами себя травами ягодами и листьями. Человечество так же стало использовать многие растения для лечения различных заболеваний. Из некоторых растений делают лечебные отвары, настои, которые используют в качестве лечебной микстуры. Другие растения прикладывают к ранам и поражённым, болевым участкам тела. Лекарственные растения оказывают на организм то же самое действие, что и искусственно изготовленные лекарства. С помощью них можно лечить множество распространённых заболеваний: болезнь желудка, снимать головную боль и воспаления, избавляться от кашля, насморка и т. п.

Блиц –опрос.

1.Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2.Каким настоем лечат простуду, кашель? (Мать — и – мачеха).

3.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).

4.Какое растение по народным поверьям любят кошки? При каких заболеваниях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при расстройствах нервной системы).

Закрепление изученного

Работа по вопросам на стр.21

Выполнение заданий в печатных тетрадях № 2-7

Домашнее задание

§ 3, задание 1, 8-10