Урочная и внеурочная деятельность по литературе при изучении творческого наследия АСПуш

Урочная и внеурочная деятельность по литературе при изучении творческого наследия А.С. Пушкина

Важным принципом формирования нравственных и эстетических идеалов школьников на уроках литературы и внеклассной деятельности является изучение национальной культуры на основе краеведческого материала, что дает современному молодому человеку знание истории родного края и его культурного наследия. А, как известно, знание истории учит осознавать себя звеном в цепи поколений, ценить и уважать то прекрасное, что было создано народом веками. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — писал А. С. Пушкин.

В системе работы педагогов школы № 398 г. Москвы стали традиционными мероприятия, помогающие полнее, в деталях, узнать о писателе или поэте, чья жизнь и творчество непосредственно связаны с Москвой и Московской областью, проследить путь его творческой деятельности, реальнее представить жизнь людей той эпохи и вызвать у современного школьника интерес к «старине далекой» родного края. Одним из таких мероприятий являются тематические уроки по литературе и экскурсии, которые проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся. До экскурсии со школьниками проводятся занятия, помогающие получить дополнительную информацию по определенной теме, подготовить экскурсоводов из их числа.

Рассмотрим некоторые мероприятия, связанные с изучением творчества А. С Пушкина.

В пятом классе мы с учениками первый раз отправляемся в гости к А.С. Пушкину на Бульварное кольцо. Перед экскурсией на уроке проводим большую подготовительную работу: знакомим с историей создания памятника, рассказываем о скульпторе А. М. Опекушине, разъясняем значение слов, связанных с архитектурой, заучиваются стихотворения русских поэтов разных времен о Пушкине. У памятника любознательные пятиклассники не только задают много вопросов, на которые отвечают экскурсоводы-старшеклассники, учитель, но и читают стихотворения о Пушкине и самого Пушкина. Громкий детский голос заставляет остановиться прохожих: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» Затем пешком отправляемся на Красную площадь. Ребята сами возлагают на себя функции экскурсоводов, заранее подготовив рассказы о кремлевских башнях, о соборах, выучив строки пушкинских стихотворений о Москве. После экскурсии на уроке пишем сочинение «Моя Москва». Дети рассказывают о своей улице, о Красной площади, о Пушкине.

Вторая экскурсия знакомит учащихся с подмосковной деревней Захарово, куда Пушкин впервые приехал шестилетним мальчиком и где бывал потом каждое лето до 1810 года, и усадьбой Вяземы. Здесь ребята любуются лугами, парками, прудами, церковью Преображения, звонницей. Представляют себе сказочных героев, о которых юному Александру рассказывали няня и бабушка. Под впечатлением увиденного ученики пытаются складывать стихи, а заранее подготовленные ребята в русских народных костюмах (заранее сшитых с помощью родителей) исполняют трогающие сердце мелодичные народные песни, водят хороводы, читают пушкинские стихотворения о природе, играют в салки, догонялки, в лапту. Проводится викторина на знание сказок Пушкина. Внимательно слушая экскурсовода и общаясь с местными жителями, заносят в блокнот меткие слова, поговорки, шутки и прибаутки.

Цель поездки достигнута: дети увидели красоту деревенского пейзажа и глубже прочувствовали смысл написанных Пушкиным произведений. Своими впечатлениями учащиеся позднее делятся на уроке литературы перед младшими школьниками, показав оформленный ими альбом «Мое селенье, мое Захарово» и компьютерную презентацию, куда вошел весь собранный в ходе поездки материал.



В 9 классе при изучении любовной лирики Пушкина посещаем храм Большого Вознесения. Останавливаемся перед церковью, учитель знакомит учащихся с историей храма и зачитывает сохранившийся рассказ о венчании Пушкина, записанный П. И. Бартеневым со слов Е. А. Долгоруковой: «Венчались в приходе невесты, у Большого Вознесения. Во время венчания нечаянно упали с налоя крест и евангелие, когда молодые шли кругом. Пушкин весь побледнел от этого. Потом у него потухла свечка. «Все дурные приметы», — сказал Пушкин»… Входим в храм. Ребята молча ставят свечи, молча слушают церковные песнопения, крестятся, молча, не торопясь, выходят их храма. Несколько минут идем молча…

После этого отправляемся на Арбат на квартиру Пушкина, которую он нанял перед женитьбой. Ученик — экскурсовод ведет неторопливый рассказ о двухэтажном каменном доме (тогда он принадлежал семье губернского секретаря Никанора Никаноровича Хитрово), куда после венчания (18 февраля 1831г.) отправились молодые с гостями и где был устроен большой ужин. Квартира состоит из 5 комнат. Читаются воспоминания П. П. Вяземского, присутствовавшего на свадьбе Пушкина, об одной из них — «щегольской, уютной гостиной Пушкина, оклеенной диковинными обоями под лиловый бархат с рельефными набивными цветочками». Здесь ребята видят письма, рукописи, личные вещи Пушкина и Натальи Николаевны, напоминающие о счастливых днях новобрачных. Читается отрывок из письма Пушкина к Плетневу, написанный через несколько дней после венчания (24 февраля): «Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Останавливаемся перед портретом Натальи Николаевны. Читаем письмо А. Я Булгакова (бывшего в эти дни у Пушкиных) своему брату: «Пушкин славный задал вчера бал. И он, и она прекрасно угощали гостей своих. Она прелестна, и они как два голубка. Дай бог, чтоб всегда так продолжалось». Слушаем стихотворения Пушкина, посвященные той, которую знаменитый поэт назвал «моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец»…



На уроке при анализе «Мадонны» учащиеся отмечают, что после посещения храма и музея описанная в стихотворении картина отчетливо возникает в их воображении: образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины. Этот образ соотносится с образом реальной земной женщины — Н. Н. Гончаровой, красота и обаяние которой не оставили равнодушными Пушкина.

Во время изучения «Евгения Онегина» мы отправляемся в Государственный музей Пушкина. Тема нашей экскурсии — «Молодой человек первой половины 19 века». Девятиклассники узнают очень много интересного о жизни молодого человека пушкинской поры, а на уроке при чтении романа показывают компьютерную презентацию, в которой представили эскизы модной одежды 19 века, приглашения на бал, ответы на письма – приглашения, фотографии, изображающие молодых людей светского общества.

По ходу изучения творчества А. С. Пушкина проводятся и другие виды урочной и внеурочной работы, которые подчинены одной цели — обогатить, расширить, закрепить знания учащихся, вызвать устойчивый интерес к творчеству великого поэта и культурному наследию родного края.



В нашей школе также широко распространены формы кружковых занятий, повышающие интерес к жизни и людям «прежнего времени». Занятия по изучению быта, традиций чередуются с творческими работами, подготовкой и проведением праздничных программ, участием детей в старинных играх, сбором фольклорного материала. Так в ходе кружковой работы накапливается материал для создания школьного музея «Крестьянская изба 19 века села Выхино». Выхино — название деревни, на месте которого расположена наша школа.

Большая работа в школе ведется и по сбору материала, связанного с героическим прошлым Москвы. В действующем музее Великой Отечественной войны хранятся письма, медали, фотографии, личные вещи солдат, защищавших Москву от немецко-фашистских войск. К этим реликвиям — живым свидетелям грозных событий 1941-1942 года – учащиеся относятся с большим трепетом и уважением. В музее проходят разнообразные уроки и мероприятия, способствующие патриотическому воспитанию молодежи.

Каким вырастет будущий гражданин России, с каким запасом нравственных убеждений и эстетических ценностей вступит он в самостоятельную жизнь, насколько проникнется чувством уважения, ответственности и гордости за все то, что досталось ему в наследство, во многом зависит от того, что они услышат и увидят на уроках и внеклассных занятиях по литературе. Ведь «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». (А. С. Пушкин)