Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Лягушка.Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкамОчень нравится лягушкам.Улыбаются, смеются,А глаза у них, как блюдца.Как весёлые лягушки,Тянем губки прямо к ушкам.Потянули — перестали.И нисколько не устали!

2. Слон.Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».

Подражаю я слону -Губы хоботом тяну.А теперь их отпускаюИ на место возвращаю.

3. Лягушка-слон.Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкамРастяну я, как лягушка.А теперь слонёнок я,Хоботок есть у меня.

4. Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 5. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:1) кончик языка за верхними резцами;2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсьВверх, вниз, вверх, вниз.И всё выше поднимаюсьВверх, вниз, вверх, вниз.

6. Часики.Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так,Ходят часики вот так.

7. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,Получается лопатка.И при этом я считаю:Раз, два, три, четыре, пять…

8. Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,Пподойдёшь, и уколю.И опять буду считать:Раз, два, три, четыре, пять…

9. Лопаточка-иголочка.Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежитИ нисколько не дрожит.Язык иголочкой потомИ потянем остриём.

10. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчасСтанет горочкой у нас.Ну-ка, горка, поднимись!Мы помчимся с горки вниз.

Скатываются зубки с горочки. 11. Постучимся в дверку.Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «р»



1. Чьи зубы чище? Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание!1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. МалярЦель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Внимание!1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. 3. Кто дальше загонит мяч?Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.Внимание! 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.2. Нельзя надувать щёки.3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 4. Вкусное варенье.Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.Внимание!1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 5. Индюк.Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 6. Барабанщики.Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук «д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.Внимание!1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.2. Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.3. Кончик языка не должен подворачиваться.4. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.