Управление мониторингом качества образовательной деятельности учителя

«Управление мониторингом качества образовательного процесса в современной школе

(на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Нижневартовска).

В условиях модернизации образования как официально признанной генеральной стратегии государственной политики Российской Федерации важнейшим направлением является модернизация управления системой образования.

Системная модернизация управления образованием осуществляется через совершенствование системы управления мониторингом качества образовательного процесса.

Сегодня проблемой является то, что во многих образовательных учреждениях управление качеством образования происходит спонтанно, хаотично, отсутствует единая система мониторинга.

Создание системы оценки качества образования обеспечит действенный и надежный путь повышения качества, будет способствовать эффективности и повышения ответственности образовательного учреждения. С одной стороны граждане смогут получать объективную информацию о достоинствах и недостатках конкретных звеньев образовательной процесса в данной школе, а с другой – своевременное принятие управленческих решений как в процессе прогнозирования образовательного процесса в школе, так и в ходе ее реализации.

Поэтому работа по управлению мониторингом качества образовательного процесса в современной школе остается актуальной.

Программа мониторинга управления качеством образовательного процесса в школе разработана на основе муниципального мониторинга и муниципального задания школы, которые включают в себя следующие направления:

Требования к персоналу. Это направление отслеживалось через показатели:

Общий уровень укомплектованности кадрами;

Доля педагогических работников с высшим образованием;

Доля педагогических работников учреждения, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, к общему количеству педагогических работников.

Требования к процессу предоставления услуги.

Средняя наполняемость классов;

Количество случаев травматизма детей во время образовательного процесса;

Количество обучающихся, приходящихся на 1 компьютер;

Наличие учебников на каждого обучающегося;

Среднее число обучающихся, приходящихся на одного учителя.

Требования к результату предоставления услуги.

Соотношение среднего балла ЕГЭ по 100-бальной шкале по ОУ со средним по городу;

Доля обучающихся по основным общеобразовательным программам, переведенных в следующий класс;

Доля обучающихся в 9 классах, получивших аттестат об основном (полном) общем образовании от общего числа обучающихся, допущенных к государственной итоговой аттестации;

Доля обучающихся в 11 классах, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании от общего числа выпускников, допущенных к государственной итоговой аттестации;

Качество обученности обучающихся;

Доля выпускников 9 классов получивших, по результатам государственной (итоговой) аттестации в новой форме, неудовлетворительно;

Доля обучающихся, награжденных медалью за особые успехи;

Многообразие предлагаемых образовательных услуг.

Доля обучающихся, занимающихся в кружках и секциях школы;

Доля обучающихся, пользующихся дополнительными образовательными услугами на платной основе;

Доля обучающихся в кабинетах БОС-здоровье;

Доля учащихся, охваченных организованными формами каникулярного отдыха (включая отдохнувших на каникулах в течение отчетного учебного отдыха и в период летних каникул);

Результаты внеурочной деятельности.

Доля учеников, принявших участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников;

Доля учеников, ставших призерами и победителями муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников;

Доля учеников, ставших призерами и победителями городского слета НОУ;

Доля учеников, ставших призерами и победителями окружной конференции «Шаг в будущее»;

Количество учеников, принявших участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников;

Количество учеников, ставших призерами и победителями регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;

Количество призовых мест по итогам соревнований «Губернаторские состязания;

Количество призовых мест, полученных на конкурсе детского и юношеского творчества «Самотлорские роднички»;

Количество призовых мест, полученных в рамках городского конкурса социальных проектов «Я гражданин России;

Количество призовых мест, полученных в творческих конкурсах (из числа конкурсов департамента образования);

Количество преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними обучающимися в школе на 1000 учащихся;

Уровень обеспеченности педагогическими кадрами, их квалификация.





Доля педагогов, принимавших участие в работе муниципальных экспертных групп и жюри муниципальных конкурсов (по аттестации педагогов, «Педагог года», предметные олимпиады, городской слет НОУ, конкурсы ПНПО);

Доля педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства (конкурсы ПНПО, очный этап конкурса «Педагог года», конкурс «Педагогический дебют»);

Доля педагогов, принявших результативное участие в конкурсах профессионального мастерства (получивших гранты Президента РФ, Губерантора округа и Главы города в конкурсах ПНПО; участников финала конкурса «Педагог года»);

Источниками сбора данных и инструментарием сбора данных для расчета внутришкольных показателей и индикаторов мониторинга качества образования являются:

данные государственной статистической отчетности;

государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных учреждений в форме ЕГЭ;

тестирование: бланковое, компьютерное;

анкетирование, опросы;

контрольные работы;

дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований.

С помощью данной программы мониторинга управления качеством качества образовательного процесса в школе были выявлены западающие проблемные зоны и по ним определены управленческие решения.

Проблемы школы, выявленные в ходе анализа плана работы школы на 2011 – 2012 учебный год

Пути решения выявленных проблем

Управленческие действия

Основные организационные мероприятия

Недостаточный уровень учебных достижений обучающихся выпускных классов

Усиление работы учителей – предметников по повышению качества образования через расширение спектра использования современных образовательных технологий

1.усилить контроль за состоянием преподавания учебных предметов;

2.контроль за качеством ЗУН обучающихся;

3.контроль за выполнением стандарта;

4.Контроль за подготовкой к экзаменам.

Семинар-практикум «Новые педагогические технологии на уроке»

Тематический персональный контроль — организация индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными детьми, учителя английского языка Коваленко В.В., Галактионова Т.В.

Семинар-практикум «Построение образовательного процесса на основе современных технологий обучения

Педагогический совет

«Формирование системы учета и презентации

личностных достижений учащихся и педагогов»

Небольшая доля учащихся, имеющих в течение учебного года, значительные достижения в предметной и внеурочной деятельности

Повышение результативности обучающихся в творческих, интеллектуальных конкурсах.

1.усиление контроля за работой НОУ;

2.применение системы поощрения к учителям активно участвующим в реализации программы «Одаренные дети»;

3.контроль за подготовкой и проведением интеллектуальных марафонов, олимпиад по предметам.

Обучающий семинар «Методика планирования воспитательной работы в классе»

Проведение школьной ученической научно-практической конференции.

Участие в олимпиадах по предметам.

Проведение мастер – классов.

Недостаточный уровень результативности применения новых педагогических, информационных технологий

Проведение семинаров – практикумом и индивидуальные консультации по использованию новых педагогических, информационных технологий. Активизировать работу учителей по обмену опытом на педагогических советах. Оказания методической помощи и поддержку при аттестации педагогам.

1. усиление контроля за работой предметных МО;

2.контроль за работой с молодыми специалистами;

3.контроль за работой вновь прибывших учителей;

4.контроль за подготовкой и проведением предметных декад.

Производственное совещание «Совершенствование профессиональной компетенции педагогов, их роль в повышении качества учебно — воспитательного процесса» «Компетентностно — ориентированное образовательное пространство в школе: от идеи до становления» Апрельская научно-практическая конференция: «Система обучения и развития способных и одаренных детей»;

Работа «Школы передового опыта»

Работа творческих групп по использованию новых педагогических технологий;

Участие в школьных и городских семинарах и практикумах.

Вывод:

Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала, представленного в данной работе, для разработки программы мониторинга.

Новизна работы определяется тем, что мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер. Она обеспечивает универсальные возможности маркетинговой деятельности в сфере образования. Программа мониторинга управления качества образования представлена как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности.