Умей отвечать за свои поступки

Классный час на тему: «Умей отвечать за свои поступки»

 

Цели:

упорядочить знания учащихся о видах наказания за различные поступки: проступок, правонарушение, преступление, научить различать административную и уголовную ответственность;

- учить нравственной оценке результатов своих поступков;

 Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…», — этот лепет часто приходится слышать.

Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области — несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних — имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений. Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение, а за плохие - . . .?

Дети. Наказание. Выговор.

Правильно, за плохие поступки мы несем ответственность. Цель нашего занятия – разобраться, какую ответственность мы несем за совершение различных поступков.

С юридической точки зрения выделяют проступок,   правонарушение,    преступление, все они говорят о совершении плохого поступка. Знакомы ли вам эти понятия? В чем различие?

Дети. Да / Нет. (говорят свои определения)

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение

Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность

Преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания

Какое наказание можно получить за совершение проступка, правонарушения, преступления?

Дети: Выговор, штраф, лишение свободы.

Учитель:  А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Я зачитываю ситуацию, один из вас высказывает свое мнение, если вы согласны с ним – поднимаете зеленую карточку, если нет – красную.

 Ситуация №1:

Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Дети. Устав школы.

Вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по томе занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Дети. Проступком.

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Дети. Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.

 Ситуация №2:

Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно расценить их поведение?

Дети. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры.

Учитель. Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации — «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

 Ситуация №3:

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Дети. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, зги ребята совершили преступление.



Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство — преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Показать издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации».

 Ситуация №4:

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Что это по-вашему?

Дети. Это преступление.

Назовите, какое именно преступление.

Дети. Кража. \ Грабеж.

Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?

Дети. Это грабеж — открытое хищение чужого имущества, а кража — это тайное хищение чужого имущества.

Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся?

Дети. Конечно, должна рассказать родителям и заявить в милицию.

Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в милицию. По «горячим следам» найти преступников легче. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?

Дети. Да, ей не нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить кто-нибудь из родственников встретить.

 Ситуация №5:

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Что это по-вашему?

Объясните, почему это проступок?

Дети. Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок.

Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся?

Дети. Да, родителям, старшим братьям, милиционеру.

 Ситуация №6:



Маша стала замечать, что у. нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», — сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», тветили ей девочки. Что это?

Дети. Преступление.

Какое именно?

Дети. Кража — тайное хищение чужого имущества.

Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?



Дети. Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в милицию.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Дети. Рассказал бы отцу. \ Рассказал бы учителю. \ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги.

 Ситуация №7:

Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Все согласны, что это правонарушение? Докажите.

Дети. Да. Курить в общественных местах запрещено.

Где об этом говориться?

Дети. В «Кодексе об административной ответственности».

Верно.

Молодцы с этим заданием вы справились! А с какого возраста наступает административная и уголовная ответственность?

Дети. Уголовная ответственность наступает с 14-ти лет, за административное правонарушение с 16 лет.

Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 14 или 16-ти лет?

Дети. Родители.

Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?

Дети. Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию.

Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

Дети. Нет. В тюрьму сажают за преступления.

За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

Дети. Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа.

Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

 На этом наше занятие окончено. Надеюсь, полученная информация для вас полезна и вы примете ее к сведению.