Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В Сухомлинский

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев«

В. Сухомлинский

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем младше воспитанник, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. В раннем возрасте ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В отечественной психологии и педагогике разработаны дидактические принципы, с помощью которых строится сенсорное воспитание малышей (Александр Владимирович Запорожец, Александра Платоновна Усова, Павел Никитич Сакулин, Леонид Абрамович Венгер, Николай Николаевич Поддъяков и др.).

Первый дидактический принцип отечественной психологии и педагогики предполагает формирование у детей раннего возраста не только традиционного ознакомления с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствования звукового анализа речи, формирования музыкального слуха, развития мышечного чувства и т. д.

Второй принцип - сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребёнок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач.

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщённых знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности (может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов).



Четвёртый принцип - формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребёнок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

Основная задача сенсорного развития: создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Основные направления работы по сенсорному воспитанию:

восприятие и различение цвета;

восприятие и обследование формы;



восприятие и различение величины;

формирование обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач: соотнесение, сличение объектов между собой; сопоставление объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета;

побуждение детей к элементарным исследовательским действиям («открой, насыпь, вставь, закрой, достань, переверни»), помощь в анализе информации: комментировать действия и объяснять их, учить выделять знакомое — незнакомое, главное — второстепенное, одинаковое — похожее — разное и т.д.



В периоде раннего развития, воспринимая предмет, ребёнок выделяет только те признаки, которые сразу бросаются в глаза. Важно помочь ребёнку выделить те свойства, которые он не замечает. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с различными предметами: вещами из домашнего обихода, природными объектами (песок, вода, растения), специальными игровыми материалами. Игровые задания: разбирать и собирать кубы-вкладыши, матрёшки, пирамидки; вкладывание малых предметов в соответствующие отверстия коробок; подбор крышек к коробкам разной формы и величины, группировать однородные предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина); использовать мозаику, палочки, геометрические формы разной величины и цвета.

Основной задачей ознакомления малышей со свойствами предметов является обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов. В раннем детстве проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е., чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.