Укрепление здоровья школьников — ведущий аспект педагогической деятельности

Слайд 1.

Укрепление здоровья школьников - ведущий аспект педагогической деятельности.

Слайд 2.

Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы и нашей в том числе. По данным исследований ученых до 30% детей, приходящих в школу, уже имеют хронические заболевания. Во время обучения за 11 лет пребывания в школе этот процесс усугубляется.

Сказывается ухудшение социальных условий,

недостаточность медицинского сопровождения,

ухудшение питания,

возрастающие учебные нагрузки.

Все это ухудшает состояние здоровья школьников. С другой стороны учащиеся получают от учителей много системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, но не имеют практических навыков заботы о своем здоровье. Некоторые сведения, полученные школьниками на уроках химии, биологии, физической культуры, ОБЖ не систематизированы, малоэффективны в формировании здоровья и здорового образа жизни. В учебно-воспитательной деятельности не всегда соблюдаются здоровье сберегающие формы и методы работы, что является следствием увеличения хронических заболеваний школьников, состоящих на диспансерном учете. Именно поэтому проблемы сохранения здоровья, формирования основ здорового образа жизни становятся актуальными. Это значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника.

Эта задача сохранения и укрепления здоровья школьников может быть решена только путем формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни. А важнейшим условием решения этой задачи должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой работы с детьми силами не только школы, но семьи и общественности.

Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровье сберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Слайд 3.

«Лучше не делать никак, чем делать не правильно!»

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровье сберегающей организации учебного процесса.

Слайд 4.

1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

игровых ситуаций на уроке; (например, какие химические элементы «спрятались» в словах: бахрома, бородавка, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?)

разных форм уроков (КВН, викторины, игра);

наглядности ( ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), коллекции, л. работа, цифровая лаборатория)

фантазирования;

загадок по различным темам.

- В холод прячется в нору,

поднимается в жару. (Ртуть в термометре)

- Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.

(Мел)

исследования.

(Например, что кремний увеличивает упругость кожи и сияние глаз. Естественно, следует вопрос, в каких продуктах встречается этот элемент (в злаках). Хлор организму нужен для дезинфекции клеток, для поддержания осмотического давления, для снижения веса. Ртуть в ионном виде — сильнейший яд, а простое вещество в старину использовали для избавления от заворота кишок, выпивая целый стакан этого жидкого металла.

Знакомясь с алюминием, учащиеся запомнят, что в алюминиевой посуде нельзя готовить кислые щи, картофель, мариновать овощи, увлекаться блюдами, запеченными в фольге, во избежание попадания избытка алюминия в организм, который вызывает болезнь Альцгеймера и акселерацию.

При изучении азота обращаю внимание учащихся на вред нитратов, использование нитритов в производстве колбас (окраска.)

Азотная кислота входит в состав табачного дыма, поэтому уместна профилактическая беседа о вреде курения).

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

Слайд 5.

2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) Чередование различных видов учебной деятельности:

– опрос учащихся;

– работа с учебником;

– рассматривание наглядных пособий;

– ответы на вопросы;

– решение задач.

Слад 6.



б) Использование различных методов, технологий способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

— метод свободного выбора (беседа);

— индивидуальный и дифференцированный подход в обучении (т.е. максимально точный учет возрастных и индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей детей в конкретный период их жизни. Поэтому обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения — это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что, в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников, родителей, учителей: право выбирать уровень усваиваемого материала позволяет снизить перегрузки, снижает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения).

-активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь: например, задачка: «К завтрашнему дню мне нужно подготовить опыты, насыпав определенные вещества в колбочки. Вещества я нашла. Весы – тоже. Но не пойму, сколько нужно взвесить каждого вещества. Здесь какой-то странный текст. Надеюсь, вы поймете, о чем идет речь. Здесь записано следующее:»

Ученик №1

В две склянки поместили 1 моль оксида меди (II) и 2 моль серы.

Ученик №2

В две склянки поместили 3 моль воды и 1 моль магния).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) Физминутки.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Слайд 7.

г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

– эмоциональная мотивация в начале урока (проблемная ситуация)

– создание ситуации успеха

Слайд 8.

3. Экологическое пространство

– озеленение кабинета;

– освещение кабинета;

– проветривание кабинета.



Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

Слайд 9.

4. Социализация личности ребёнка

– экскурсии (виртуальные)

– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.

Слайд 10.

Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Слайд 11.

Назову основные требования к уроку с комплексом здоровье сберегающих технологий:

– рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;

– в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нём;

– количество видов учебной деятельности должно быть несколько (В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др);



– в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

– необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

– на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

– необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.

Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы.

Слайд 12.

Желаю вам

Никогда не болеть;

Правильно питаться;

Быть бодрыми;

Чаще улыбаться.

В общем, вести здоровый образ жизни!