Украшения в жизни древних обществ Греческая вазопись

Тема. Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Цель: 1) Познакомить со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Сформировать понимание места и роли античного искусства в жизни человека и общества.

2) Развивать чувство композиции, творческое воображение, формировать графические умения.

3) Воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование:

Для учителя: 1) конспект

2) учебные таблицы

3) рисунки с изображением ваз

4) проектор для показа слайдов.

Для учеников: 1) альбом

2) тетради

3) листочки

4) карандаш и ластик

Ход урока:

- Здравствуйте ребята, садитесь!

Тема сегодняшнего урока «Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись»

- Сегодня на уроке мы должны углубить знания, полученные на прошлом уроке изобразительного искусства по античной культуре. Познакомиться с техникой изготовления, названиями и росписью старинных сосудов, учиться работать творчески.

Так как тема урока связана с Древней Грецией, Египтом, давайте вспомним некоторые понятия, связанные с этой темой, а также слова греческого происхождения.

А для этого мы проведём цифровой диктант.

Если расшифровку слова даю правильно, вы ставите -1-, если нет, то ставите -0-

Гиматий – это палка, которая служила дополнением к одежде грека. -0-

Хитон – рубашка с рукавами. -0-

Икона – живописное изображение святых. -1-

Каллиграфия – искусство красивого письма. -1-

Минотавр – полулошадь, получеловек. -0-

Драгоценные – дешево стоящие. -0-

Миф – сказание о богах. -1-

Театр – зрелище. -1-

0-0-1-1-0-0-1-1

- Сегодня на уроке мы обратимся к античному искусству Древней Греции и Египта, вернёмся в историю на 2500 лет в удивительную страну Зиккуратов, где мастерами создавались уникальные произведения искусства: вазы, ювелирные украшения (серьги, подвески, кольца, оплечья, пекторали, пояса, браслеты.)

Прекрасен мир. История стара.

И на глазах истории веками

Не знающими устали руками

Всё в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора.

- Греки были очень талантливы и мудры. А сейчас, ребята, прочтут стихотворение, посвященное Древним грекам.

1-й ученик:

Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки,

Даже порой удивленье берёт,

Ну до чего знаменитый народ!

2-й ученик:

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали,

( с детства знакомы любому из нас

И Прометей, и Геракл, и Атлас).

3-й ученик:

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И Олимпийский игры они

Тоже придумали в давние дни!

4-й ученик:

Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь, каково,

Было скульптурное их мастерство!

- От времени расцвета древнего искусства нас отделяет примерно две с половиной тысячи лет. Мы не знаем точно, когда это произошло, знаем только очень давно. «В пещере горел костёр, у костра сидела женщина и лепила из глины горшок. Прежде чем поставить горшок в огонь, женщина взяла палочку, несколько раз вдавила её в стенку горшка – получился простой узор из полосок и точек. Дальше всё шло своим чередом: горшок попал в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет. Горшок получился немного красивее своих «старших братьев», но не перестал быть горшком – в нём варили пищу». Так — или примерно так – из стремления человека украсить свой быт родилось декоративно-прикладное искусство.

— Ребята, ответьте на вопрос:

Как называется рисунок, украшающий художественные изделия? (Узор, орнамент)

А в чём отличие между узором и орнаментом? (Узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, теней, красок. А из узоров складывается орнамент)



Древние мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

Амфора – для хранения оливкового масла и вина,

Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.

Килик – изящная чаша для питья.

Пелика и гидрия – сосуды для жидкости.

Лекиф – сосуд для масла.

От грозных и огромных пифов

До тонких, выточенных скифов,

Амфоры, лекифы, фиалы,

Арибаллы и самый малый

Киликий, всё – живое чудо;

В чертах разбитого сосуда,

Загадку смерти разреша,

Таится некая душа!

- В окрестностях Афин добывали отличную глину, лепили из неё сосуды, а затем расписывали специальным составом – его называют чёрным лаком. Чернофигурной называлась роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины (красновато-коричневый) – такую роспись называли краснофигурной. По качеству глины, форме вазы, характеру росписи учёные могут определить, где и когда она была изготовлена. Есть вазы, на которых сохранились имена художников Евфрония, Брига, Дуриса. Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов и др. Свободные промежутки между рисунками заполнялись различными узорами. Иногда рисунок на вазах был похож на расписной ковёр. Прекрасные вазы были любимы греками и известны за пределами Греции. К сожалению время не пощадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас своими совершенными формами и блеском чёрного лака.

- Сейчас предлагаю вам послушать стихотворение «Античные вазы»

1-й ученик:

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» — воскликнули мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись,

И может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз



2-й ученик:

… То вазы гиганты,

то карлики вазы,

и каждая ваза – с рисунком рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну,

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

3-й ученик:

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей,

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры…

А это…



А это…

Но мы описать и не пробуем враз,

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

- А сейчас я хочу предложить вам небольшую прогулку по Эрмитажу.

Ученица:

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идём в Эрмитаж,

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышали столько про этот музей

От наших знакомых, родных и друзей.

И стало неловко нам даже,

Что не были мы в Эрмитаже.

Ученик:

Эрмитаж – один из крупнейших музеев, где собраны памятники культуры и искусства с древнейших времён и до наших дней. Перед вашим взором предстанут уникальные вещи, изготовленные руками мастеров Древнего Египта и Греции.

- Сегодня на уроке прозвучало новое слово:

Вазопись – роспись керамических сосудов.

Керамос- (греч) – глина.

- А сейчас настало время выполнить эскиз понравившегося сосуда с композиционным рисунком, роспись которого мы продолжим на следующем уроке. Желаю вам поработать творчески, проявить фантазию. Не забывайте, что промежутки между рисунком заполняются узором. Можете приступать к работе.

Итог урока.

Домашнее задание. Подбирать наглядный материал о гербах и эмблемах древних русских городов.

Список использованной литературы:

1.Кравченко Т. Ю. Я познаю мир. Искусство — М.: Астрель, АСТ, 2009.

2. «Юный художник» № 3 1996.

3. «Юный художник» № 5 1996.

4. «Искусство» № 1 1996.

5. «Искусство» № 7 1996.