Учитель воспитай ученика

Конкурс «Моё призвание – Педагог!»

Номинация «Мой ученик – мое открытие».

Киселева И.А.

МБОУО гимназия №36, г. Иваново, Ивановская область

Мне с юности запомнилась строка,

С которой не могу не согласиться:

“Учитель, воспитай ученика,

Чтоб было, у кого потом учиться!”

Борис Левин

Каждый год, день, минуту мимо нашей школы проходят люди, которые куда-то спешат, думают о чём-то важном для себя. Они не знают, что за дверями нашей школы, трудный, но необычайно интересный мир, где ежеминутно «рвут тишину»…

Еще не так давно школьному педагогу отводилась функция тренера, обязанного дать знания по тому или иному предмету, а потом строго спросить, как усвоен данный материал и самому, оценить успехи школьника. Сегодня же учитель осваивает роль координатора, который ведет, сопровождает, консультирует и направляет ученика, так как цели и задачи школы несколько изменились, на передний план выдвинулось требование научить ребенка самому добывать знания, образно говоря, вместо рыбки дать ему в руки удочку и научить, с ней обращаться.

Как учитель физики, я стараюсь одновременно с обучением ученика сформировать его личность. И выходя из стен школы, он смог бы объяснить происходящие вокруг него события, стремился к здоровому образу жизни, мог выбрать достойную жизненную дорогу.

Стремлюсь показать ребятам на уроках, как интересен научный поиск, какими замечательными человеческими качествами обладают творцы науки, какое удовлетворение приносит человеку обретение новых знаний, собственное наблюдение и осмысление, каких либо явлений, удачное выполнение эксперимента, красивое решение задачи. Предоставляю им возможность приобщиться к духовному миру и культуре человечества, содействовать их пониманию того, какие идеалы имеют истинную ценность.

Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети разные. Для учителя очень важно дать каждому ребёнку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть и маленький, но успех. И только учитель-друг может дать детям те знания, которые не заложены ни в одной программе, но так необходимы будут им в дальнейшей жизни, построить ту основу, которая поможет им не сломаться в будущем.

Я считаю, что в современных условиях, когда значительное число учителей активно включилось в экспериментально-исследовательскую деятельность, в проектно-исследовательскую работу, от них требуется достаточно высокий творческий потенциал, а это предъявляет особые требования и к культуре творческого саморазвития учителя. Большинство учителей понимают, чем больше исследовательских, проектных работ выполняют учащиеся, тем богаче багаж знаний они получат, а, следовательно, будут иметь более широкие возможности для выбора собственной деятельности и реализации себя (как в личностном, так и в профессиональном плане).

Расскажу о своём ученике, ведь Мой ученик – Моё открытие. Щукин Михаил очень неординарная личность, страстно влюбленный в физику и астрономию. Часто выступал перед моими учениками, рассказывая о космических кораблях и строении Вселенной. Ученики с огромным удовольствием слушали Мишу, задавая ему вопросы, на которые он всегда мог ответить. Ребята с огромным уважением относились к Мише, а он в свою в свою очередь меня спрашивал: «Ирина Анатольевна, а когда я смогу рассказать ребятам еще…»

У Миши была мечта – поступить в МГУ им. М.В. Ломоносова на физический факультет.

В 2010 году, в Иванове выпущен сборник статей «К.Э. Циолковский. Монизм Вселенной», составителем которого был Щукин Михаил.

А как всё начиналось? В сентябре 2010 года на сайте МГУ я увидела информацию о международном конкурсе «Учёные будущего» — это совместный конкурс МГУ и американской компании Intel. Предложила Мише поучаствовать, взяв за основу работу «Эффект Бифельда-Брауна», с которой он выступал на школьной конференции весной 2010 года, где занял 1 место. Перед выступлением на школьной конференции проводилась большая подготовка. Достаточно много времени было отведено подготовке эксперимента; сначала дома, затем в школе. (Видео)

В сентябре 2010 года мы отправили работу «Эффект Бифельда-Брауна» на заочный отборочный тур. И вот удача! Работа прошла на очный тур, который проходил в Москве. В октябре мы с Мишей приехали в Москву на очный тур. Волнению не было предела…





Миша выступал со своим докладом на стендовой презентации, из 12 работ на секции физики было отобрано 5 лучших, в это число вошла и его работа. Нам вручили награды: Мише – диплом 4 степени, мне сертификат «За успехи в сфере руководства научно-исследовательской работы учащихся». Далее проводился эксперимент в молодёжной физической лаборатории в Сокольниках, под руководством Лавриненко М.М. — руководитель молодёжной научно-исследовательской лаборатории по изучению эффекта Бифельда-Брауна, ктн, доцент кафедры электротехники и электрооборудования Московского государственного Университета приборостроения и информатики.

http://10-diet.ru/video/rJlC2tJKApA — (Видеоролик. Массимо Леопарди (Veggie Channel) берёт интервью у Михаила Щукина — молодого учёного, изучающего эффект Бифельда-Брауна в Лаборатории Молодёжного Центра «Сокольники», которая была создана для исследования влияния электрического поля на перемещение различных объектов. Михаилу 17 лет, но он активно проводит научные эксперименты, о чём он и поведал каналу «Veggie Channel» и показал свою модель диска Брауна.)

Следующий очный тур проходил в феврале 2011 года в Москве. Ура, опять удача! Мише вручают диплом победителя суперфинала. На отборочном туре в Москве, его научную работу «Исследование эффекта Бифельда-Брауна» признали одной из лучших. «Это электрическое явление – возникновение ионного ветра, который передаёт свой импульс окружающим нейтральным частицам. На этом эффекте может быть основана работа двигательных установок для низколетающих спутников и дирижаблей» — говорит 17-летний исследователь. – Он был открыт еще в 1921 году, американскими учёными. И до последнего времени явление малоизученно. Но я думаю, что в перспективе, с его помощью можно будет запускать космические корабли, а реактивные ракеты отойдут на второй план».

Ярким и интересным получилось исследование. Эта работа прошла в финал Международного конкурса Intel-ISEF-2011 в Лос-Анджелесе. Поездка Михаила в Калифорнию была осуществлена в мае 2011 года, за счёт компании Intel. (Диплом)

Возвратившись с финала, Михаил решил посвятить себя научно-исследовательской работе.

На подготовку ко всем этапам данного конкурса, требовалось много времени, поэтому 11 класс Миша закончил экстерном. После окончания гимназии №36, его мечта сбылась. Миша поступил в МГУ на физический факультет.

Сейчас Миша уже на 3 курсе. Он очень заинтересовался аксиоматической физикой — физикой основных понятий и аксиом. Ему интересен сущностный и философский подход к тому, что такое, например: время, масса… и т.п.

Последнее время ходит заниматься в отдел Солнечной астрономии. Возможно, будет специализироваться в этом направлении. Мишу интересует наука на стыке Солнечной астрофизики и геофизики. Как дополнительную дисциплину выбрал для себя океанологию.

Старается читать постоянно — и труды великих ученых физиков, и материалы про них.

В июле 2013 года Миша проходил практику в обсерватории «Пик Терскол», находящейся в 3 километрах от вершины Эльбруса на высоте 3150 м над уровнем моря. Задачей этой практики было изучение звёздного неба, ознакомление с инструментами обсерватории, с работой астрономов- наблюдателей.

Чем чаще наши ученики добиваются успеха, тем с большим оптимизмом они ждут новых испытаний. Даже если возникает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжают свои попытки. Я считаю, что если заниматься каким-то делом — то с интересом и удовольствием, полностью отдаваясь ему. Мы только тогда сможем мотивировать других на успех, когда сами на него мотивированы. При этом учащиеся становятся нашими единомышленниками, сами могут увлечь нас, равно как и мы, своим энтузиазмом способны подвигнуть их на какое-то дело.

Может быть, многие учащиеся просто не осознают своих талантов, своих сильных сторон. И здесь одну из первостепенных ролей играет учитель. Самое главное для меня — помочь моим ученикам раскрыть их способности: интеллектуальные, художественные, творческие и другие. У каждого есть еще и скрытые возможности, которые могут проявиться неожиданно.

И если можно выразить мою педагогическую философию одной формулой, то эта формула такова: «Мой личный успех – в успехе моих учеников».

Мои выпускники 2011 года поступили учиться в МГУ им. М.В. Ломоносова – Щукин Михаил, МГТУ имени Баумана – Авдеева Александра, Шибаева Вера.

Честно сказать, я горжусь своими учениками и их успехами. Я считаю проектную методику очень хорошим способом сделать процесс обучения живым, интересным, соответствующим реалиям времени и возможностям современных технологий. Мы не втолковываем прописные истины, которые могут и не задержаться в головах наших питомцев. Мы провоцируем их на самостоятельный поиск знаний. И уж если они самостоятельно докопались до чего-то, то это останется при них. Они захотят поделиться своими знаниями с другими людьми, они будут горды собой, повысится их самооценка. А именно это и есть наша цель.

Учить других куда как нелегко!

А жизнь идёт, и надо торопиться.

Успеть бы, воспитать учеников,

Чтоб было, у кого потом учиться!

Борис Левин