Учить или воспитывать

Учить или воспитывать?

День учителя – это большой и очень душевный праздник. Учитель для нас – второй взрослый, ставший авторитетом и примером, после родителей. Все мы помним своего первого учителя. И воспоминания эти всегда храним в своём сердце.

Но сейчас говорят, что и учителя уже не те. И если раньше основой школьного обучения во многом являлось воспитание, то теперь, по мнению многих, школьный процесс стал «выхолощенным» и бездушным.

Что можно возразить тем, кто думает именно так? Можно, даже, и согласиться. Но только отчасти. Потому что качество процесса обучения, становления маленького человека, зависит от каждого конкретного педагога. От его личных человеческих качеств.

Кто-то может жаловаться на загруженность и маленькую зарплату, озлобляться, и свою обиду на жизнь изливать на беззащитные детские головы. А кто-то, в той же самой ситуации, забывая о себе, всю душу вкладывает в малышей и почти (!) уже взрослых ребят.

По мнению автора этой статьи, воспитание детей – процесс весьма сложный и ответственный. И нельзя отделять его от процесса образовательного. Не секрет ведь, что не всегда родители, на которых в первую очередь и возлагается эта обязанность, находят время и желание для воспитания собственных чад. И что же, оставить этих детей совсем без внимания?

Для примера того, как могут (и должны) сочетаться образование и воспитание, хочется рассказать об одной особенной школе нашего города – коррекционной школе-интернате.

Здесь не только учатся, но и проживают особенные дети. Их диагноз официально звучит неприятно – «умственная отсталость». Но дети – очень индивидуальны. Гораздо индивидуальнее нас – взрослых, умеющих приспосабливаться к новым обстоятельствам. И каждый раз, слыша подобный диагноз, хочется проникнуть в его суть, его причину.

Конечно, чаще всего, дети, действительно, страдают интеллектуальной недостаточностью. Причин тому может быть много, тяжёлая беременность матери или злоупотребление ею алкоголем и табаком, родовая травма, болезнь, ослабляющая ребёнка физически настолько, что он просто «не вытягивает» учебный процесс. Да мало ли причин? Учатся в этой школе и дети с синдромом Дауна и аутисты. Всем им пытаются привить знания и навыки, которые помогут в дальнейшей жизни.

Но есть и такие детки, которыми просто никто не занимается. Чаще всего это дети из семей, которые принято у нас относить к категории неблагополучных. Родителям не до них, педагогам некогда уделять им особое внимание. Детский сад большинство таких малышей не посещало. Вот и выделяются невыгодно такие дети на фоне детей благополучных. И сами это чувствуют. Начинают озлобляться, плохо себя вести, нарушать дисциплину. Результат – психолого-медико-педагогическая комиссия и направление в коррекционную школу.

Но и такой исход – не приговор. Здесь, в Лесозаводской КШИ нет переполненных классов. Просто не положено. И к каждому ребёнку есть возможность найти индивидуальный подход. Потому каждый имеет шанс подтянуть свои знания и вернуться в общеобразовательную школу. Потому что в коррекционной ему не место.

Но как важно, чтобы обычные дети не обучались по специальной коррекционной программе, так важно и детям с соответствующими показаниями обучаться именно по ней. Только так, повторимся, могут приобрести они знания и навыки, так необходимые во взрослой самостоятельной жизни.



В нашу школу-интернат приезжают дети из нескольких районов Приморского края. И детки, дом которых находится далеко, проживают в интернате всю свою «рабочую» неделю. Поэтому и называют их не только учащимися, но и воспитанниками. И работают с этими детьми не только педагоги, но и воспитатели.

Вообще в КГКСКОУ Лесозаводская КШИ, директором которой является Евгения Петровна Картазаева, процессы образования и воспитания связаны, как нигде. Кроме уроков, на которых ребята изучают программный материал, у них есть уроки самоподготовки. Регулярно проводятся различные воспитательные мероприятия. Причём, как преподавательским, так и воспитательским коллективом. Ребятам, у которых зачастую мало хороших примеров перед глазами, пытаются объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сделать их воспитанными, вежливыми. Научить нормально жить в окружающем их мире, общаться с людьми.



Классные руководители, социальный педагог и администрация школы проводят большую работу не только с самими детьми, но и с их родителями. Если в семье проблемы, это всегда сказывается на ребёнке. И главное, во время уловить изменения и вмешаться в ситуацию. Помочь и детям и взрослым.

Не пришёл ребёнок в школу? Этот факт сразу выявляется, устанавливается причина. Гуляет? Заседание Совета профилактики выяснит причину прогула. Родители не могут повлиять? Дадут совет, подскажут, что нужно сделать. Не хотят? Объяснят меру ответственности за недолжное исполнение родительских обязанностей, свяжутся с Подразделением по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Работа с ними давно и эффективно налажена.

Ребёнок часто болеет? Есть возможность пройти реабилитацию или оздоровление в специализированных детских учреждениях. Здесь тоже есть свои «связи». А, кроме того, за здоровьем учащихся-воспитанников наблюдает свой коллектив медработников.



Учась, занимаясь, развлекаясь, дети постоянно находятся под присмотром. Рядом с ними всегда или педагоги, или воспитатели, готовые прийти на помощь.

Особенно хочется упомянуть педагогов КШИ. Они не просто учат детей по сокращённой учебной программе. Они пытаются достучаться до каждого особенного ребёнка, понять причины его проблем и найти возможность вложить в маленькую головку необходимые знания. Недаром же существует особенная, коррекционная педагогика.

Много внимания уделяется привитию трудовых и, даже, санитарно-гигиенических навыков этим детям. Есть даже специальный предмет – социально-бытовое ориентирование. Чтобы после окончания девятого класса ребята могли поступить в училище и получить там трудовую специальность. А, значит, успешно социализироваться во взрослой жизни.

Учителя коррекционной школы не только учат и воспитывают, но и постоянно учатся сами. Повышают свою квалификацию, изучают научную литературу, делятся опытом с коллегами. Наша школа-интернат имеет собственные сайты в социальных сетях работников образования, где есть возможность общаться с коллегами со всей страны и пользоваться огромной библиотекой. Так что образовательный процесс здесь можно назвать обоюдным. Преподаватели учат детей, а те, своими особенностями задавая им всё новые вопросы, заставляют учиться самих учителей.

Да и воспитательный процесс здесь таков же. Педагоги и воспитатели пытаются сделать из ребят достойных людей и полезных членов общества. А те, в свою очередь, учат их любить и жалеть, относиться снисходительно к чужим недостаткам и обязательно верить во всё хорошее. Потому что иначе в этой школе работать нельзя.

Ольга Дворецкая