Учимся у Пушкина

УЧИМСЯ У ПУШКИНА…

И.С.Латынцева, учитель русского языка и литературы

Учащиеся старших классов находятся в том возрасте, когда возникают первые чувства, приходит первая любовь…Но разобраться во всём этом самостоятельно ребята не могут. Где найти ответы на многие вопросы? На помощь приходит русская литература.

Ответы на многие вопросы, интересующие старшеклассников, можно найти в программных лирических произведениях. Сама по себе лирика – это особый род художественной литературы. Она выражает человеческие чувства, переживания, передает отдельные состояния характера в определённый момент жизни. Лирические произведения обращены к сердцу читателя, к его духовному миру.

Некоторые программные лирические произведения бывают сложны для понимания учащихся, которые имеют проблемы со слухом. Им тяжело даются обобщения в стихотворениях, специфическая образность, т.к. в лирическом произведении за внешней реальностью скрыт мир образов и обобщений.

Разбирая на уроках лирические образы, чувства, переживания, важно максимально приблизить неслышащих учащихся к самому лирическому произведению, перенести некоторые вещи в реальную жизнь, чтобы на жизненных примерах объяснить те вещи, которые учащиеся, имеющие проблемы со слухом, воспринимают с трудом. Такая работа раскрывает ребят, они делятся сокровенными тайнами, видя в учителе того человека, который поможет разобраться в новых чувствах. Поэтому уроки литературы для многих ребят являются уроками жизни. Не каждый ученик раскроет душу своим родителям, а на уроках литературы создаётся интимная обстановка, позволяющая разобраться в своих чувствах и параллельно разобрать лирическое произведение.

Чтобы показать многогранность чувств, отношения между мужчиной и женщиной, я обратилась к лирике А.С.Пушкина. Весьма интересен был анализ стихотворения А.С.Пушкина «Признание», посвящённого А.И.Осиповой.



Современные дети не всегда понимают те чувства и страсти, которые царили в пушкинскую эпоху. Некоторые взаимоотношения между мужчиной и женщиной были большим открытием для ребят. Например, когда поэт признаётся в любви («У ваших ног я признаюсь!»)Оказывается, любовь – это болезнь («Но узнаю по всем приметам Болезнь любви в душе моей: Я вдруг теряю весь свой ум» и т.д.) В классе царила какая-то необычная атмосфера. Напрасно говорят, что современная молодёжь бесчувственная! Это мы уделяем ей слишком мало внимания, ссылаясь на свою занятость. На уроке я увидела, что у моих учеников такие же переживания и чувства, какие были у героев пушкинских произведений. Сначала ребята не могли раскрыться, стеснялись показать свои чувства, но, видя, что на уроке литературы они найдут ответы на наболевшие вопросы, постепенно раскрылись.

Глядя на своих учеников, я убедилась, что любовь – это сильное чувство, которым трудно управлять. Учиться любви, правильному отношению к женщине нужно на поэзии А.С.Пушкина. Чем больше мы изучали любовную лирику великого русского поэта, тем больше возрастал интерес учащихся к лирическим произведениям.



Чтобы показать многогранность любви, я выбрала для изучения такие стихи А.С.Пушкина, как «Сожжённое письмо», «На холмах Грузии», «Я вас любил…» В этих произведениях показана эволюция чувств поэта, его взросление, т.к. поэт — земной человек, его чувства и страсти близки всем нам. Читая стихи А.С.Пушкина, мы узнаём себя, свои жизненные ситуации.

Изучение лирических стихотворений А.С.Пушкина, несомненно, является хорошим воспитательным моментом в формировании у неслышащих детей правильного отношения к жизни. Ведь каждое лирическое произведение побуждает учащихся к воображению, вызывает у них определённые переживания. Эти переживания приобретают признаки художественного образа, что позволяет говорить об образе-переживании в лирических произведениях.

Если образы и обобщения лирики становятся понятными учащимся, которые имеют различные нарушения слуха, думаю, что это большая заслуга учителя…