Учимся строить отношения

Классный час «Учимся строить отношения»

Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;

рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;

формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;

формировать толерантное отношение к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

Оборудование:

Слайды.

Карточки с заданиями.

Ход мастер-класса:

Деление класса на 5 групп: взять с закрытыми глазами жетон (5 типов жетонов).

Учащиеся рассаживаются в 5 групп.

1 слайд презентации

Эпиграф:

Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

«Золотые правила» работы в группе

2 слайд презентации

каждый имеет право отказаться что-либо делать;

каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают;

каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует;

каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;

если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»;

не говорят о том, кто сейчас отсутствует.

Слово классного руководителя:

Жизнь – это выбор. Иногда мы даже не замечаем, что нам приходится его делать. Но бывают ситуации, от которых зависит будущее каждого из нас, и нам самим решать, как поступить.

Научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире поможет классный час на тему «Учимся строить отношения».

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Учебная мотивация: «Микросценки»

Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.

Перед школьниками, работающими в группах, ставится задача: обозначить проблемы, возникшие в сценках.

Постановка проблемы мастер-класса

высказывания учащихся по поводу проблем, выявленных в микросценках;

подытоживание классного руководителя:

Сегодняшний час общения познакомит с понятием «конфликт», причинами его возникновения, с необходимостью людей договариваться между собой, важностью создания и соблюдения общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений. Мы узнаем, как возникает конфликт и как можно выйти из него с наименьшими потерями.

7.Изучение основной проблемы

1) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.



Ответьте на вопросы:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

2) Ответы учащихся по ситуациям, выводы.

3) Дискуссия (фронтальная работа): 4,5,6 слайды презентации

Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения?

Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми. Продолжите список качеств. Обоснуйте свой выбор.

Скромность

Злость

Справедливость

Честолюбие

Честность

Милосердие

Стыдливость

Грубость

Искренность

Ответственность

Порядочность

Как защитить себя от жестокого обращения?

8. Практическая работа в группах

Заполнение таблиц «Последствия конфликта», «Договариваться или не договариваться?»

Последствия конфликта



Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

Попытка разрешить конфликт с позиции силы

Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса

Договариваться или не договариваться?

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры

О проведении свободного времени

О дружбе

?

Обсуждение (по таблицам), выводы.

Составление памятки «Ступени разрешения конфликта».

Обсуждение вариантов памятки, составленных группами

Вернемся к трем микросценкам, показанным в начале часа общения, и найдем пути-выходы из сложившихся ситуаций, пользуясь памяткой.

9. Подведение итогов

1) Слово классного руководителя:

Спасибо вам за активную работу. Ребята, когда человек осознал свою ошибку, сделал что-то не так, что в этом случае необходимо сделать? Правильно, попросить прощения.

Сейчас вашему вниманию предлагается конкурс «Я прошу у Вас прощения». Условия конкурса: каждая группа придумывает свое извинение, за что – решите сами. Но произнесите так, чтобы те люди, у которых вы просите прощения, испытали к вам самые нежные и теплые чувства. В конце конкурса каждая группа оценит условным знаком «улыбка» ту группу, кто был более искренен.

2) Возвращаемся к толкованию эпиграфа:

Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

3) Выразительное чтение учащимися стихотворения Р.Киплинга (перевод С.Маршака)

«Если»

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг.

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь.

…И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить



И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля – твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты – человек!

4) Итоговый круг «Интересное – полезное»

Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу скажем, что на сегодняшнем часе общения для нас оказалось интересным и полезным?

5) Исполняется песня «Если добрый ты».