Учимся читать

Многие родители задаются вопросом: в каком возрасте надо учить ребенка читать. Большинство педагогов, имея многолетний опыт работы с детьми, считают, что научившись читать до школы, ребенок гораздо быстрее развивается.

Нельзя не учитывать и того, что читающий ребенок, поступив в школу. Имеет определенные преимущества перед сверстниками, не умеющими читать, легче и лучше учатся.

Обычно в возрасте пяти лет у ребенка появляются предпосылки для начала занятий по обучению грамоте, но многое зависит от способностей самого ребенка.

Если родители от того, решили сами учить ребенка читать, важно сделать занятия интересными.

Помните: от того какими будут эти первые в жизни вашего малыша уроки зависит его дальнейшее обучение. Постарайтесь заниматься с радостью, избегая упреков и недовольства.

Вот несколько практических советов, которые, надеюсь, пригодятся.

1. Прежде всего обратите на то, что при обучении чтению надо делать упор на запоминание названия звуков, а не букв. То есть, буквы называем не по правилам алфавита, а по названию соответсвующего звука не [эм], а [м]; не [бэ], а [б] и т.д.

При таком подходе ребенку будет гораздо проще слить два звука в слог. Опасаться же того, что Ваш ребенок не будет знать правильные названия букв не стоит. Через 2-3 года в школе он без значительного труда выучит требуемые названия букв.





2. На первых порах не стоит учить все буквы сразу, а потом приступать к чтению. Достаточно знать несколько гласных (А, О, У, И, Ы — с ними легче всего прочитать слог) и около десяти наиболее распространенных согласных, чтобы начать учить правилу чтения.

3. Приступаем к чтению слогов.

— Вначале учим чтению слогов, состоящих из 2-3 гласных: АУ,

ИА, АОУ. Мы их не столько читаем, сколько поем, пропеваем,

тянем, не делая пауз между двумя звуками.

— Затем учимся сливать обратные слоги, где на первом месте

стоит гласный, а на втором – согласный: АМ, УС, ИТ и т.д.

— следующий этап – прямые слоги: согласный + гласный: МА, ПА,

ТО, СУ.

— не спешите использовать слоги с гласными: Е, Я, Ю, т.к. они

наиболее трудны для чтения, их осваивают позже.

4. Когда ребенок уже уверенно читает слоги, можно приступить к

чтению слов. Вначале читаем трехбуквенные: мак, кот, дым,

затем четырехбуквенные: ро-за, ва-за, бы-ки, постепенно

включая более трудные слова

При чтении поощряйте ребенка, читайте не только букварь, но и доступные ему слова в книгах, журналах, заголовки, вывески. Привлекайте к занятиям любимые ребенком игрушки. Пусть они вместе с ним «читают», «делают ошибки», а ваш малыш «учит» их.

Можно от имени любимого сказочного героя написать ребенку записку (письмо). Он с интересом прочитает ее.

Полезно читая книгу вслух, остановаясь на самом интересном месте, пусть ребенок дочитает сам. «И тут Леопольд увидел …».

Попробуйте спрятать что-нибудь (фрукт, конфету, игрушку) и написать на листке, где это находится. Малыш прочитает и найдет.

Не утомляйте ребенка, если заметили, что он устал, не настаивайте на продолжении занятия, даже если вам показалось, что оно вышло коротким. Лучше сделать перерыв и продолжить занятие позже.