Ученики Сергия Радонежского

Труды святых учеников Преподобного Сергия Радонежского на землях Московской области (Преподобный Мефодий и Преподобный Савва)

Автор

Потапова Наталия Дмитриевна МБОУ Калиновская СОШ

Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси, один из выдающихся святых Русской православной церкви, оставивший после себя множество учеников, которые продолжали святые подвиги на земле русской. Их труды принесли нашей земле много чудес и благодати. В данной работе рассмотрено две личности — Преподобный Мефодий и Преподобный Савва.

Одним из первых учеников Сергия Радонежского был преподобный Мефодий. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно.

Преподобный Мефодий еще будучи совсем молодым, в числе первых, пришел к Преподобному Сергию и под руководством великого наставника провел несколько лет иноческой жизни. Желая жить в уединении, он по благословению Преподобного Сергия выбрал место для строительства кельи в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах (26 км.670 м) от Дмитрова. В строгом посте и постоянных молитвах текла жизнь Преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира земного, стремясь в страны горные, небесные. Но, подвижническое житие святого Мефодия не укрыли болота и леса от желающих жить в уединении и молитвах, которые собрались, чтобы под его руководством стать достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время Преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое место, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, пешком носил деревья через реку, которую из-за этого назвали Пешношею, а обитель получила имя Пешношской.

С 1391 года Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе, добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем — труд, молитвы, пост и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, Преподобный. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

Но, не смотря на, ответственность, возложенную на Мефодия временами он, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и в уединении молился. Сюда же приходил к нему для духовных бесед Преподобный Сергий. Поэтому эта местность названа была «Беседа». Скончался Преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. В день его смерти, собралось много людей — старцев, сирот и вдов — оплакивать кончину своего духовного отца. Нетленное тело святого Мефодия погребено в сооруженной им обители, где находится по сегодняшний день.

К лику святых Преподобный Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Слава о святой жизни Преподобного Мефодия даже после его смерти привлекала в основанный им монастырь верующих людей, бояр и великих князей.

Несмотря на многие невзгоды, благосостояние Пешношской обители неуклонно росло до начала XVIII века. 1700 год для истории монастыря стал переломным: в этом году царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

В 1766 году обитель включена в состав Переславской епархии. Отсюда начался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века. Пешношский монастырь был закрыт в 1927 году, а официальное открытие Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября 2008 года.



Еще одним учеников Сергия Радонежского был Преподобный Савва. Преподобный Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе, когда идет подготовка к тому, что будет принят монашеский постриг, Савва все силы души направил на совершенствование — соблюдал чистоту, много времени проводил в молитвах, уединяясь и пребывая в молчании, никогда ни с кем не беседовал, боролся со страстями (жадностью, завистью, объедением, злостью, гордынею) и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва для окружающих казался простым человеком, не обладающий никакими знаниями. На самом деле, он обладал великой мудростью, которая проявлялась в том, что он раньше всех входил в церковь и позже всех выходил из нее, правильно проводил божественное пение, так как испытывал там особое чувство умиления, что не мог удержаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы. Это считалось высокой духовной опытностью и божьей благодатью, за что не только пользовался уважением среди монахов, живущих рядом с ним в одной общине, но и впоследствии исполнял обязанности игумена Троицкой обители.



Ведя монашеский образ жизни, Преподобный Савва обрел добрую славу и уважение князей. Однажды Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель к преподобному Сергия и блаженному Савве и попросил его создать в его вотчине обитель (монастырь). После этого Савва покинул обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, в 50 верстах (53 км 340 м.) в Москвы; это место он выбрал для будущей обители – деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Здесь святой Савва жил в совершенном уединении ни с кем, не общаясь, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами стать их наставником в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью и наставлял, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности — мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения каменного храма, и Савва воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков. И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход он пришел в обитель преподобного Саввы попросить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески сказал: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

Став во главе великокняжеского войска, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в течение трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. После возвращения, Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и отблагодарил его за благословение, которое принесло ему победу.

Достигнув преклонных лет, святой Савва заболел, и, созвав братию, обратился к ним с наставлением: хранить телесную чистоту, молиться и соблюдать посты. После этого Преподобный, назначил игуменом одного из своих учеников и завещал всем монахам быть у игумена в послушании и повиновении.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое — это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе — явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.



После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.