Ученическое исследование как метод развития самостоятельной познавательной активности ш

Ученическое исследование как метод формирования самостоятельной познавательной активности школьников.

Современный подход к инновациям в образовании требует ориентировать образовательный процесс на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме. Инновационный подход к обучению требует развивать способность учащихся к различным формам мышления, к творчеству.

Большое внимание воспитанию активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения уделял советский педагог П.П.Блонский. Образование, говорил он, требует активного отношения к себе, и лучше не «получать», а «строить», «делать свое образование». В связи с этим сохраняют интерес его высказывания о стимулировании активной самостоятельной деятельности, развивающей познавательные способности. Являясь активным существом, ребенок, говорил Блонский, томится от безделья, неподвижности и пассивного созерцания. По своей природе он ищет знания. Ему надо оказать помощь в поисках материала для самостоятельной работы, чтобы эта тяга не оставалась без применения. Даже самая лучшая школа, отмечал Блонский, не может дать столько знаний, сколько нужно для жизни. Поэтому главная задача школы – выработать у детей желание и умение приобретать знания на протяжении всей жизни. Обучение в классе, по его словам, не в состоянии дать ученику такой багаж знаний, который избавил бы его от необходимости дальнейшего их приобретения. Человек не в силах сохранить в памяти те знания, которые он приобрел во время учебы. Вот почему одна из основных задач школы – вооружение учащихся умениями и навыками самообразования.

Американский философ-педагог Джон Дьюи отмечал: «Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и, в целом, восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания. Данная педагогическая концепция получила название «инструментальной педагогики».

Незаменимой в развитии различных навыков и компетенций учеников является работа над ученическим исследованием. Основная особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в

науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Работа над ученическим исследованием может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности и личности в целом – то есть к эффекту развития. Ученик начинает осознавать, что исследовательские способности и активность – важное и ценное качество личности. Изменяется мотивационная сфера, ученик переходит на следующий, качественно новый уровень целеобразования. Он также начинает использовать качественно более сложные и эффективные стратегии. У него проявляется способность ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, всё более сложных сферах.

К такой работе можно привлекать одарённых учеников. «…Одаренность понимается как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего в выполнений той или иной деятельности». Одарённым учеником современные методисты считают мотивированного к обучению ребёнка, имеющего способности к обучению выше среднего уровня. Таким образом, ученик, успевающий на твёрдую «четвёрку», уже считается одарённым и может привлекаться к исследовательской ученической работе.

О возрастных границах привлечения учеников к исследованию говорить трудно. Конечно, легче работать с учениками старших классов. У них уже сформированы навыки самостоятельной работы. Но и среди учащихся младших классов можно найти мотивированных, интересующихся детей. Такие дети охотно выполняют различные познавательные задачи, творчески подходят к их выполнению. Если такого ребёнка вовремя не привлечь к активной исследовательской работе, то вскоре интерес к учёбе пропадёт. Опытный педагог должен уметь распознавать таких детей, вовлекать их творческую работу по предмету, развивать его мотивацию к учению.

Прежде чем активно вовлекать школьников в исследовательскую творческую работу, педагог должен уяснить для себя её структуру, составляющие элементы, требования к оформлению.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность

учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

1) постановку проблемы, (актуальность, обоснованность, социальная значимость темы).

3) изучение теории, связанной с выбранной темой,

3) выдвижение гипотезы исследования,

4) подбор методик и практическое овладение ими,

5) сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы,

6) представление (презентация) выполненной работы.

В современной методической литературе, применительно к творческой исследовательской работе школьника, используют самые различные термины. Творческую работу называют проектом, рефератом, исследованием. Итак, ученическое исследование – это всем знакомый, но по-разному интерпретируемый вид познавательной деятельности учащихся.

Требования к оформлению работы:

Они всем известны, напомню их титульный лист, содержание с указанием глав и пунктов, введение, где обосновывается выбор темы, её актуальность, цели и задачи исследования, методы исследования, предполагаемая гипотеза. Работа делится не меньше чем на 2-3 главы. В конце необходимо заключение, в котором указываются результаты исследования, подтверждается или опровергается гипотеза, описываются успехи и неудачи исследования, прогнозируется дальнейшая работа над данной темой.

Обязательным является список литературы, используемой в исследовании, приложения, фотографии, схемы, графики,…

На каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную

свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу,

- иначе исследование, главный смысл которого – в активизации

познавательной активности учащихся, может постепенно

превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения

последовательность стандартных учебных этапов.