Учебный план работы кружка Ритмопластика

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 120 общеразвивающего вида»

Программа кружка «Ритмопластика»

Руководитель: Мартынова К.Г.

2012-2013 гг.

Расписание работы кружка

Понедельник: 16.00-16.20

Список детей

1

Полное название

«Ладушки»

2

Автор программы

И.Новоскольцева, И.Каплунова

3

Дата создания

1999

4

Характеристика программы

Программа предусматривает:

- Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве);

- Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов);

- Разучивание танца (композиция);

-Игровой танец;

Музыкально – двигательный этюд.

5

Направление деятельности

Музыкально-физкультурное

6

Сроки реализации

2 года

7

Возраст дошкольников

3-5 лет

8

Цель программы

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей младшего дошкольного возраста посредством ритмопластики.

9

Краткое содержание программы

1. Отбор и начальная подготовка

2 начальная специализированная подготовка.

3. совершенствование и творческое самовыражение.

10

Прогнозируемые результаты

Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, Лёгкости, пластичности, выразительности движений; умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа.

11

Перспективы развития

Занятия в хореографических студиях, участие в городском комплексе утренней гимнастики «Юная смена», концертная деятельность.

“Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку”

А.И. Буренина

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей. При этом необходимо учитывать, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, уникален. Как правило, его креативные возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая благоприятные условия для занятий разными видами деятельности, можно разбудить творческие наклонности ребенка.

Ритмопластика — один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу,выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.

Ритмопластика тесно связана с музыкой и танцем, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию чувства прекрасного.

Ритмопластика – богатый источник самовыражения. Ей присущ творческий

компонент. Создание новых композиций, новых элементов, совершенствование индивидуального стиля – все это стимулирует воображение, развивает творческие способности детей.

Теплая дружественная и непринужденная атмосфера общения ребенка и взрослого во время занятий ритмопластикой — одно из основных условий полноценного развития детей, важнейший фактор формирования личности.

Программа кружка по ритмопластике — результат практической работы с детьми, система работы, сочетающая в себе решение задач творческого, эстетического, физического, музыкального и нравственного развития ребенка, направлена на наиболее полную реализацию творческих возможностей ребенка с сохранением его индивидуальности, физического и психического здоровья.

Основные направления программы.

1. Подготовительные упражнения используются для физической подготовки детей. Они способствуют развитию двигательных способностей, овладению основами координации движений, формированию осанки. Упражнения, составляющие содержание подготовительных:

строевые и общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойка на лопатках, «мост»,

полушпагат), прикладные упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, в метании, ловле, лазании).

2. Музыкально-ритмические упражнения:

упражнения из хореографии (тренаж), музыкальные игры, упражнения на согласованность движений с музыкой, упражнения ритмической гимнастики,

элементы народных и современных танцев.

В процессе овладения этими упражнениями воспитывается внимание, зрительная и двигательная память, чувство ритма, музыкальная восприимчивость, формируется «школа» движений, умение создавать новые упражнения.

3. Упражнения, составляющие содержание спортивнотехнической подготовки:

упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, «волна», взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки), упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом).

Все перечисленные выше упражнения наиболее ярко отражают специфику

ритмопластики и являются ее основным содержанием.

6.Участие в праздниках, миниконцертах.

7.Подготовка арибутов, костюмов.

Программа строится на принципах:

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Соблюдение данного принципа основывается на общих целях воспитания и развития личности ребенка, которые соотносятся с целями и задачами коррекционно-образовательной работы и предполагают создание условий для реализации программы коррекционной работы в соответствии с особенностями и спецификой нарушений в развитии.

2. Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Он обеспечивается единством социально-нравственного, общекультурного развития личности, ориентирован на особенности развития личности ребенка с проблемами. Непрерывность образовательного процесса не только обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности ребенка, но и предполагает дифференциацию содержания в зависимости от уровня развития ребенка и характера нарушения.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Он состоит в признании самоценности личности и создании условий для ее гармонического развития, предъявлении к ребенку разумных и посильных требований.

4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребенка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.

5. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении. Личность ребенка с проблемами рассматривается как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности и в общении с другими людьми.

6. Принцип художественно-коррекционного воздействия. Он предполагает использование художественно-коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно-эстетического развития детей и одновременно коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

Актуальность программы.

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество.  Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам!  Актуальность использования программы очевидна. Ритмопластика  - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения  выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики  является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют  коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу  ребенка.  Опыт проведения  ритмопластики  показал, её привлекательность и доступность.  Основу для ритмических композиций составляют простые движения. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями,  опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и  коммуникативные  навыки. Именно в этом заключается актуальность данной программы.. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.  

Новизна программы заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию.

Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.

Педагогическая целесообразность программы.





Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые ставит педагог для этого возраста, являются:-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.    На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например,П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,М.Майкапар «Мотылёк» и др.»), русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов.

В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т.д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность.

В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ ( например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.   

Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.           

 В возрасте 5-6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку, могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности, способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л.Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф.Шуберта).   

На занятиях большое внимание уделяется овладению элементов плясовых движений: поскоки, «ковырялочка», боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Используются упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений.

Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т.д.   В возрасте 6-7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений.

В работе уделяется внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы( например, «Аквариум» К.Сен-Санса, «Танец Анитры» Э.Грига, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др.). 

На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях). Усложняются танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с каблучка и т.д.   

На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям.    Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Цель программы:

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей младшего дошкольного возраста посредством ритмопластики.

Задачи:

1.Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

2. Упражнять в развитии статического и динамического равновесия,

координации движений.

3. Воспитывать умение согласовывать ритм движений с музыкальным

сопровождением, грациозно выполнять знакомые физические упражнения под музыку; сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

4.Обеспечивать разностороннее развитие личности ребёнка: инициативность, творчество, фантазию; поддерживать интерес к физической культуре и спорту.

Этапы работы

1 этап — отбор и начальная подготовка.

Основные задачи:

Изучение задатков и способностей детей. Общая физическая подготовка. Привитие навыков гимнастической школы. Воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям ритмопластикой.

На начальном этапе применяются разнообразные ОРУ с целью развития

опорно-двигательного аппарата занимающихся. Используются подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания, лазанья. Постепенно вводятся элементы на точность и координацию движений. Закладывается фундамент технической подготовки – осваиваются элементы ритмопластики

2 этап — начальная специализированная подготовка.

Основные задачи:

Всесторонняя физическая подготовка.

Развитие специальных физических качеств (гибкость, пластичность).

Обучение основам техники гимнастических упражнений и подготовка к обучению сложным элементам и соединениям.

Воспитание волевых качеств: смелости, решительности, умения самостоятельно работать.

Для этого этапа характерно углубленное освоение гимнастической школы.

Специализированная подготовка связана с большим объемом впервые осваиваемых элементов. Базовые элементы формируются в базовые комбинации. Широко используются средства специальной и общефизической подготовки с целью воспитания основных

двигательных качеств. Для преимущественного развития того или иного качества (быстроты, гибкости, выносливости и др.) используются специальные подготовительные и подводящие упражнения.

3 этап — совершенствование и творческое самовыражение.

Основные задачи:

Развитие специальных физических качеств.

Стабилизация и совершенствование техники упражнений.

Исполнение упражнений в соединениях и комбинациях.

Совершенствование хореографической подготовленности, «школы» движений, выработка выразительности и артистичности.

Развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно придумывать собственные упражнения, соединения.

Приобретение опыта выступлений на праздниках.

Форма обучения.

Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.

Способ организации – группа, количественный состав до 15 человек. Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.

Ожидаемые результаты:

Формирование:

- эмоциональной отзывчивости на музыку

- лёгкости, пластичности, выразительности движений

- умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития

музыкального образа

Условия реализации программы.

1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.

2. Методическое обеспечение программы.

3. Установление сотрудничества с хореографическими коллективами города.

4. Взаимосвязь с семьей.

Учебно-тематический план программы

кружка «Ритмопластика»

п/п

Содержание работы

Количество часов

теория

практика

1

Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве)

2

4

2

Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов)

6

6

3

Театральная игра

2

5

4

Разучивание танца

(композиция)

2

5

5

Игровой танец

4

8

6

Музыкально – двигательный этюд

2

4

10

Организация миниконцертов

5

10

11

Итого на год:

23

42

65

Литература.

 1.«Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.

2. Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.

3.«Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.

4.«Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.

5. «Музыкальные игры и упражнения в детском саду» А.Зимина Москва 1998 год.

6. «Музыка и движение» С.Бекина, Т.Ломова, Е.Соковнина Москва, Издательство «Просвещение» 1981 год.

7. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Г.Колодницкий Москва 1998 год.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст