Учебный курс ОРКСЭ

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Все учебные пособия по всем шести модулям курса имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным воспитанием.

Первый раздел первой части всех шести пособий называется «Моя Родина — Российская Федерация» и должен открываться единым вступительным текстом, который бы объяснял значение курса и утверждал необходимость социального сплочения всех граждан страны независимо от их религиозных или философских убеждений на основе взаимного уважения и диалога.

Второй раздел первой части рассказывает о том, какое место в культуре занимает религия (или мораль — модуль 6). В третьем разделе речь идет о возникновении религий (морали). Четвертый — посвящен священным книгам,

а пятый — гуманистическому золотому правилу нравственности, существующему во всех религиях и отраженному в священных книгах (в шестом модуле раскрывается светское содержание этого правила). Шестой

и седьмой разделы первой части рассказывают о важнейших категориях религиозных и светских этических теорий — о добре и зле, а также о некоторых добродетелях. Завершается первая часть разделом, посвященным

семейным ценностям.

Вторая часть открывается разделом, повествующим о религиозных вероучениях и связанных с ними нравственных заповедях (в модуле 6 рассказывается о моральных нормах и обязательствах). Далее речь идет о важнейших религиозных обрядах и праздниках и их месте в соответствующих религиозных культурах. Четвертый раздел посвящен антропологической проблематике, а пятый — еще одной группе важнейших этических категорий (долг и добродетель, свобода и ответственность). Шестой раздел рассказывает о трудолюбии и пользе учения.

Седьмой и восьмой разделы посвящены религиозному искусству и священным сооружениям.

Последний девятый раздел посвящен отношению к природе в религиозных культурах и светской экологической этике.

При проведении уроков по модулю «ОМРК» я учитываю закономерности развития личности в детском и подростковом возрасте, выстраиваю обучение по данному модулю с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, навыков изучающего чтения, умений ведения диалога и построения монологической высказывания и др. Применяют технологию критического мышления, основными видами коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно используют ресурсы интерактивной доски, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, использую различные игровые методики, ресурсы интернета, где нахожу необходимые песни, причи, репродукции мультфильмы. Учитываю жизненный опыт обучающихся, осуществляю связь с практическими умениями детей.

Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы мировых религиозных культур».

Задания на уроках «Основы мировых религий»

1. ФИЛВОРД

Как закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам ФИЛВОРД, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

Например при подведении итогов урока «Искусство в религиозной культуре» предлагаю ребятам найти в филворде термины, изученные на уроке.

ч

с

м

и

т

ь

б

ю

д

ж

п

а

в

в

а

ц

у

м

е

ч

е

т

ь

а

р

м

о

л

д

ж

э

г

е

а

р

о

л

д

м

ч

и

м

и

т

ь

а

л

т

а

р

ь

м

а

и

у

н

п

р

о

л

т

о

д

о

ы

ф

и

ё

х

в

а

с

п

р

о

ч

а

о

л

д

ж

н

с

р

и

р

м

ы

ц

ф

а

и

м

а

м

о

б

л

а

н

е

л

д

ж

ж

и

с

т

ь

б

б

а

й

б

ы

т

к

е

г

ш

ё

а

р

о

л

д

р

с

р

о

л

д

у

д

э

п

а

г

о

д

а

у

н

ш

х

с

т

у

п

а

2. КРОССВОРД

Тоже используется для закрепления изученных понятий.



Например, при подведении итогов урока или при беседе на следующем, использую кроссворды. Вот кроссворд из урока «Возникновение религий».

у

д

д

з

м

у



д

а

р

с

т



Страницы: 1 | 2 | Весь текст