Учебный фильм Изображение Страстей Христа в живописи немецкого Возрождения

Распятие (казнь)

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Распятие (реконструкция)

Распятие — исторический вид смертной казни.

Описание

Осуждённому на смерть прибивали гвоздями или деревяными кольями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди или колья при этом вбивали не в ладони, а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди не удерживали тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди прорезают ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.[1]

Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, существовали и другие его формы. Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами. Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый должен был нести так называемый патибулум, деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста.

Исследователи обращают внимание на то, что изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле. Осужденный нес на спине только перекладину креста. По прибытии на место осуждённого укладывали на землю и деревянными кольями или гвоздями приколачивали руки к концам перекладины, которую затем с помощью веревок подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба. При этом ноги осужденного либо оставались на земле, либо опирались на небольшую подставку. Ноги подгибались, тело свисало вниз, а руки, разведенные в стороны приобретали вид буквы «V».

Казнь была известна в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене.

Особое распространение получила в Древнем Риме, где стала основным видом мучительной смертной казни. Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, убийц и т. д.). После подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, то есть примерно 6000 человек, были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов, они висели на них годами, а, возможно, десятилетиями (Красс умер через 18 лет после разгрома Спартака).[2][3][4][5][6]

В Древнем Риме в случае убийства хозяина дома все проживавшие в доме рабы вне зависимости от пола и возраста подлежали распятию. Распяты были и участники восстания Спартака. Согласно христианскому вероучению, распятию был подвергнут Иисус Христос, что сделало крест символом христианской религии. Казни через распятие были преданы и ряд христианских святых (апостолы Андрей и Пётр, мученик Клеоник Амасийский).

В Иерусалиме, в музее Рокфеллера, у Шхемских ворот, выставлен страшный экспонат: кость ноги с застрявшим в ней ржавым гвоздем. Эта находка была сделана археологом Василиос Цаферис (Vassilios Tzaferis)[7] в 1968 году при раскопках горы Скопус в местности Гив’атха-Мивтар (по-арабски Рас эл-Мазареф) в северной части Иерусалима. В этой местности было обнаружено четыре пещеры представлявшие собой семейные усыпальницы, с костями людей погибших от насильственной смерти — от удара меча, пущенной стрелы и распятия. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Во многих склепах благодаря повышенной влажности кости хорошо сохранились. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек. По найденным в первой гробнице глиняным предметам, удалось установить, что захоронение относится к временному отрезку между концом II века до н.э. и 70 годом I века н.э. В последней гробнице под названием Йоханан Бен Хагалгал было обнаружены останки взрослого мужчины и ребёнка. Останки обследовал доктор Хаас, сотрудник отделения анатомии Еврейского иерусалимского университета и Медицинского института «Хадасса». Итоги экспертизы были опубликованы в журнале «Израэл эксплорейшн джорнэл» (т.20, 1970). Вследствие обследования было обнаружено, что у мужчины пяточная кость при распятии была пронзена большим гвоздём длинной около 17 сантиметров, а также перебиты обе голени, причём намеренно, а смерть наступила от нехватки воздуха. Данное открытие является первым достоверным археологическим подтверждением точности евангельского рассказа. Оно наглядно демонстрирует, как именно осуществляли римские солдаты «правильное» распятие.[8][9]

При массовом характере крестных казней, практически каждый из римских легионеров должен был уметь произвести казнь. Срубить дерево, грубо зачистить два бруса — вертикальный и поперечный, вбить три гвоздя, каждый уверенно одним ударом — два в руки и третий в обе ноги, на уровне щиколоток, насквозь. Иногда четвертым ударом нижний гвоздь загибался, чтобы надежнее держать ноги пригвожденного. Все это делалось одним подручным орудием — боевым топором.

Технические подробности ярко и наглядно представлены в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на запрестольной мозаике в католическом приделе Голгофы. Он так и называется: придел Пригвождения к Кресту. Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови.

Возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ несколько облегчала дыхание, но в целом лишь затягивала процесс смерти. Для ускорения казни осуждённым перебивали дубиной голени, что лишало их дополнительной опоры.

Распятый погибал долго и мучительно, обычно в течение 5-6 дней.

Распятие как вид смертной казни до сих пор существует в законодательстве Судана и Саудовской Аравии. Но перед самим распятием выполняется предварительное повешение осуждённого, то есть распинают уже мёртвое тело.

Казнь использовалась боевиками по отношению к русским военнопленным по крайней мере во время Первой чеченской войны[10].

Тип казни

Далеко не всегда при распятии применялись гвозди, как раз наоборот. К кресту обычно привязывали, и тогда мучения могли длиться несколько дней, когда распятый умирал медленно, буквально вялясь заживо, под лучами солнца. Гвозди стали применять намного позже и использовали в случаях, когда хотели усилить мучения. Такое усиление, однако, приводило к тому, что смерть наступала намного быстрее. К эпохе Империи распятие вообще проводилась в самых разнообразных позах, и зависела от прихоти солдат, проводивших казнь. К столбу одним гвоздем прибивали наложенные пятки, руки могли прибыть тоже одним гвоздем в области стянутых локтей, практиковалась распятие вниз головой и.т.п. Именно к этому времени и возникло учение Свидетелей о казни на столбе — для таких распятий «одним гвоздем» крест был попросту не нужен. 89.254.243.64 18:52, 25 апреля 2008 (UTC)

»’Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, убийц и т. д.).»’Бред полный. Убийц-римских граждан казнили сбрасыванием с Тарпейской скалы. Других уголовников заключали в тюрьмы на неопределенное время, или высылали, лишив гражданства. Это и было самое страшное наказание для римских граждан.

Основные и дополнительные причины смерти на кресте

По мнению авторов статьи «Распятие» «основной опорой тела в данной позе являются руки».Чуть ниже они указывают на «возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ» (известный под названием «седалище»)и на наличие опоры для ног,ибо только так можно понять слова о том,что перебивание голеней «лишало их (распятых -А.К.) дополнительной опоры» (известной под названием «подножие»). Таким образом, по собственному утверждению авторов статьи, вес тела осуждённого распределялся между тремя точками опоры.Поэтому и речи не может быть о том, что «при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела».Мышцы брюшного пресса не делают этого ни при каком варианте распределения нагрузки. Более того:если расстояния между перекладиной,седалищем и подножием были стандартными (а об ином нет никаких сведений вообще нигде),то распределение нагрузки прямо зависело от особенностей телосложения осуждённых,что в ряде случаев должно было приводить к полному отсутствию нагрузки на руки. Указав на быстрое утомление мышц,авторы тут же переходят к «сдавливанию грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди»,которое «вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких».Авторы путают напряжение с натяжением:натянутые мышцы плечевого пояса и груди не сдавливают,а как раз раздвигают грудную клетку,и она находится в состоянии принудительного вдоха.Следовательно,и речи быть не может ни о самом сдавливании,ни о сдавливании как причине отёка лёгких. В качестве дополнительной причины смерти авторы называют обезвоживание организма.Отёк лёгких на фоне опасного для жизни обезвоживания — нонсенс. «Перебивание голеней мечом или топором» называется не перебиванием,а перерубанием.Авторы опять перепутали. Вывод:статья,в которой каждое следующее утверждение опровергает предыдущее,есть не что иное,как ничего не значащий набор слов.83.102.233.50 09:55, 15 января 2009 (UTC)Андрей Корольков

Интересно, кто-то возразит или Андрей Корольков может переписывать статью?—Max 09:26, 29 января 2009 (UTC)

Евангельское повествование

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям

Рождество

Сретение

Крещение

Искушение Христа

Призвание двенадцати апостолов

Первое чудо Иисуса Христа

Нагорная проповедь

Чудеса

Преображение

Дарование молитвы ученикам

Пророчество о Втором пришествии

Вход в Иерусалим

Изгнание торгующих из храма

Страсти Христовы

Помазание Иисуса миром

Тайная вечеря

Моление о чаше

Суд Пилата

Крестный путь

Распятие

Погребение Христа

Сошествие во ад

Воскресение

Явления Христа ученикам

Вознесение

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности:

Евангелие

Описание

От Матфея(Мф.27:33-38)

Распятия христа в живописи

И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

От Марка(Мк.15:42-47)

Распятия христа в живописи

И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.

От Луки(Лк.23:33-43)

Распятия христа в живописи

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

От Иоанна(Ин.19:17-25)

Распятия христа в живописи

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Действующие лица и атрибуты

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Распятие(Матиас Грюневальд, 1500—1508)

Свидетели казни

Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:

Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;

Иоанн Богослов (ему Иисус вверил заботится о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27);

Мария Магдалина;

Мария Клеопова;

Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;

Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;

Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Восхождение на Крест(русская икона, XVI век)

Орудия Страстей

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:

Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.

Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин.19:19).

Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.

Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.

Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.

Копье Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в его смерти.

Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.

Клещи, которыми вынимали гвозди.

Голгофа

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Кровь Христа омывает череп Адама (фрагмент фрески Фра Беато Анджелико)

Основная статья: Голгофа

Голгофа (ивр. גולגלתא‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.[1]

Христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.[2]

В искусстве

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Три этапа Страстей Христовых: Возведение на крест, Распятие, Снятие с креста. 1645 год. Вклад царя Михаила Федоровича. Собор Успения Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря. (Клейма царских врат)

Отличительный признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными и спорные иконы были переписаны.

Скульптурное изображение распятого Христа (см. Распятие), является традиционным атрибутом убранства западных церквей, в православной церкви в храмах традиционно используют резные деревянные распятия (иногда с предстоящими).

Крест

Меж двух разбойников

Слова Иисуса на Кресте

Распятие

Распятие (декоративно-прикладное искусство)

Форма орудия казни Иисуса

Воскресение Иисуса Христа

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 24 июня 2011.

Распятия христа в живописиРаспятия христа в живописи

Стабильная версия была проверена 24 июня 2011. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах.

Перейти к: навигация, поиск

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

«Воскресение», картина Эль Греко

Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства.

Содержание

[убрать]

1 Пророчества о воскресении Христа

2 Четвероевангелие

3 «Апостол»

4 Другие свидетельства воскресения Иисуса Христа

5 Догматическое и богословское значение воскресения Христа

6 Воскресение Христа в иконографии, культуре и живописи

6.1 Иконография

6.2 Живопись

6.3 Русская культура

6.4 Современная культура

7 Примечания

8 См. также

9 Литература

Пророчества о воскресении Христа

Ветхозаветные пророчества о Христе антиномичны: темы страдающего Мессии и грядущего во славе Царя часто сменяют одна другую. Наиболее отчётливо это выражено в пророчестве Исаии (Ис.53):

Распятия христа в живописи

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. …

когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Распятия христа в живописи

Воскресением Христа из мёртвых разрешается и другая антиномия: Мессия есть обычный человек и бессмертный Бог: Пс. 2, 44, 109, 9:6, Иер.23:5, Мих.5:2, Мал.3:1. Пророчества о вечном Царстве Израиля понимаются как возглавление Христом, пребывающим после Вознесения в вечности, Церкви в земной истории, а также как предсказания о Втором пришествии: Быт.49:1, 2Цар.7:13, Пс.131:11, Дан.7:13-14.

В день Пятидесятницы ап.Пётр в первой проповеди христианской Церкви говорил о пророчествах в псалмах Давида (Деян.2:22-36):

Распятия христа в живописи

Иисуса Назорея…вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: …Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

Распятия христа в живописи

Типологическое толкование Библии рассматривает исторические события Ветхого Завета как прообразы событий Нового Завета, так по словам св. ап. Павла, ветхозаветный закон был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (Гал.3:24; Евр.10:1). События ветхозаветной Пасхи — Исхода евреев из Египта представляет наиболее ёмкие прообразы Воскресения Христа, в частности:

Ангел, видя знаки крови пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских домов, проходит мимо (Пасха — досл. евр. «проходить мимо»), из-за чего еврейские первенцы спасаются — это есть прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира.

С другой стороны, прообразом самого пасхального (избавительного) агнца является овен, которого обнаружил Авраам на горе Иегова-ире (досл. «Бог узрит»)

первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, просят Пилата поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых. Пилат сказал им: у вас есть стража, сами и охраняйте (Мф.27:65). Первосвященники пошли и поставили у гроба своих воинов, и опечатали гроб.

Воскресение Христово (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Мария Магдалина, пришедшая ко гробу ранее всех, возвращается и сообщает апостолам Петру и Иоанну, что тело Учителя унесли. Петр и Иоанн спешат ко гробу. Первый подбегает Иоанн, но не решаясь войти, видит в гробе только пелены. Петр же сразу входит в гробницу и замечает, что сударь, повитый вокруг головы, лежит не с ризами, но особо. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Христа. Петр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» (Лк.24:12).

Стража сообщила происшедшее первосвященникам. Первосвященники же дали им много денег, чтобы те говорили, что ночью, когда они спали, ученики Иисуса украли Его. Воины так и поступили, как научены были.

Воскресение Христа в иконографии, культуре и живописи

Распространенный мотив западного происхождения — Христос выходит или даже взмывает вверх из отверстого гроба, рядом находятся ангелы, воины повергаются на землю или разбегаются. Иногда рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Данный сюжет не вполне соответствует евангельскому изложению событий, где Христос воскресает до того, как камень отворяет гроб, вследствие схождения Ангела. Однако со времен Средневековья западная иконопись использует его, меняя только детали и способ выражения. Для этого иконографического канона также часто характерна деталь — Христос держит крест или флаг с изображением креста. Живопись

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Явление Христа Магдалине в саду. Медная гравюра. А. Заделер

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Неверие святого Фомы. Рембрандт, 1634, Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835

Сюжет «Не прикасайся ко Мне» (лат. Noli me tangere — слова Христа Марии Магдалине при первом Его явлении ей) получил широкое распространение не только в иконографии, но и в светской живописи, начиная с эпохи Возрождения. Различными способами художники и иконописцы старались показать динамичность события и его эмоциональную окраску — рвение Марии к неожиданно воскресшему Учителю, и Его отстранение от неё, но при этом не холодно-отчужденное, а исполненное любви и в то же время строгости. В некоторых работах в руки Христа вложена лопата, таким образом авторы объясняют ошибку Марии, почему она приняла Христа за садовника.

Тема воскресения Христа была популярным сюжетом у великих живописцев средневековья и эпохи Возрождения. Картины, посвящённые воскресению и явлениям воскресшего Христа ученикам, создали Караваджо, Маттиас Грюневальд, Альбрехт Альтдорфер, Петер Пауль Рубенс и многие другие. Эпизод с уверением апостола Фомы изображён на картинах Караваджо и Рембрандта.

Кисти Микеланджело принадлежит несколько графических эскизов «Воскресение Христа». В Сикстинской капелле Ватикана есть фреска XVI века с изображением воскресшего Спасителя.

Моление о чаше

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Распятия христа в живописи

Распятия христа в живописи

Моление о чаше, Эль Греко, 1605 год

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям

Рождество

Сретение

Крещение

Искушение Христа

Призвание двенадцати апостолов

Первое чудо Иисуса Христа

Нагорная проповедь

Чудеса

Преображение

Дарование молитвы ученикам

Пророчество о Втором пришествии

Вход в Иерусалим

Изгнание торгующих из храма

Страсти Христовы

Помазание Иисуса миром

Тайная вечеря

Моление о чаше

Суд Пилата

Крестный путь

Распятие



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст